Казаков М. М. Христианские храмы в языческих святилищах (к вопросу об утверждении христианства в Малой Азии)

Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений


Казаков М. М.

Христианские храмы в языческих святилищах (к вопросу об утверждении христианства в Малой Азии)

Античный мир и археология. Вып. 15. Саратов, 2011. С. 387–395


с.387 Весной 2010 г. в составе группы преподавателей из разных учебных заведений мне довелось посетить целый ряд античных центров в западной Малой Азии на территории современной Турции. Целью этой поездки по маршруту «Семь церквей Апокалипсиса» являлся поиск христианских древностей, но наше внимание, в том числе, привлекали и античные археологические объекты, например, Приены, Милета и Дидим.

Одна из проблем, обратившая на себя внимание во время поездки и давно нуждающаяся в разрешении — вопрос о том, где античные христиане строили свои церкви и как они определяли место для строительства.

С определенной уверенностью можно сказать, что до начала IV в. христиане вообще не занимались строительством и собирались для молитв либо в частных домах, либо на открытом воздухе, либо в катакомбах. С юридической точки зрения христианство было в положении «недозволенной религии» (religio illicita), а общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegia illicita) и, соответственно, не могли обладать собственностью и строить свои здания.

Миланский эдикт 313 г. предписывал немедленно и безвозмездно вернуть христианам — «всему их обществу и каждому собранию» — места их собраний и другую собственность, а также обещал возмещение ущерба из государственной казны через суд, если такие места были куплены частными лицами (Eus. Hist. Eccl. Х. 5, 9–11; Lact. De mort. 48). В этом положении эдикта можно усмотреть признание христианской церкви как юридического лица, обладающего собственностью и, следовательно, правоспособностью. Начатая Миланским эдиктом христианизация Римской империи сопровождалась в числе прочих явлений строительством христианских церквей и зданий другого назначения.

Источники IV — начала V века содержат довольно много информации об активном строительстве христианских храмов начиная с Константина (306–337 гг.). Однако эта информация весьма разрозненна и поиск ее, а тем более систематизация, вряд ли была возможна еще не так давно ввиду обилия текстов и их труднодоступности. С другой стороны, несколько лет назад было крайне затруднительно увидеть руины первых христианских храмов на местности в связи с неразработанностью туристических маршрутов.

Сейчас значительная доля письменных источников оцифрована и частично доступна в Интернете. Кроме того, существуют электронные библиотеки, в которых содержатся источники и литература, в том числе по античной истории и истории христианства. Подбор источников и ключевых слов позволяет провести поиск по огромным с.388 массивам электронных текстов, что было совершенно немыслимо в «докомпьютерную эру».

Разумеется, и такая работа требует огромных затрат времени, и она еще продолжается, но промежуточные результаты уже позволяют выделить несколько типов мест для строительства церквей, которые в обобщенном и систематизированном виде могут быть представлены таким образом:

1. Места, связанные с жизнью и смертью Иисуса Христа. Первым христианским археологом была мать императора Константина — Елена, обнаружившая крест, на котором был распят Христос, и на этом месте в Иерусалиме была возведена по приказу самого императора христианская церковь, как сообщают церковные историки Сократ и Созомен. Так, Сократ Схоластик пишет: «Мать царя Елена, ... получив наставление во сне, отправилась в Иерусалим. ...она начала ревностно искать гробницу, где Христос был погребен и воскрес и, хотя с трудом, однако, при помощи Божией, отыскала. А какая была причина затруднения, скажу кратко. Мудрствующие о Христовом чтили эту гробницу со времени страстей; а убегающие от Христа зарыли то место и, построив на нем капище Афродиты, поставили идола, чтобы истребить самую память о месте. В древности все это им удалось. Но матери царя дело стало известно. Сняв идола, откопав и очистив место, она нашла в гробнице три креста... Между тем, мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом и, построив его против того древнего разрушенного Иерусалима, назвала Иерусалимом новым. ... Все материалы для постройки церквей царь доставлял сам, и писал... о поспешном созидании их. А мать царя, выстроив новый Иерусалим, предначертала создать не меньшую Церковь и в пещере Вифлеемской, где произошло рождение Христа по плоти. И не только здесь, даже на горе вознесения...» (Socr. Hist. Eccl. I. 17).

2. Места, которые связаны с деятельностью или кончиной св. апостолов. Примером может служить церковь св. Иоанна в Эфесе, построенная, по традиции, на месте погребения апостола во II в. Сначала был построен небольшой мартириум, а в IV в. на этом месте началась постройка базилики. В V в. базилика и мартириум апостола Иоанна становятся известным местом паломничества (Peregrinatio Egeriae. 23. 10). Другой пример — мартириум апостола Филиппа в Иераполе и церковь, обустроенная рядом с местом его гибели в римских термах1.

3. Места мученичества или захоронений христианских мучеников I–III вв. Например, Амвросий Медиоланский в письме к своей сестре рассказывает, как он по указанию «свыше» нашел останки двух христианских мучеников Гервасия и Протасия, погибших якобы во времена Нерона (Ambr. Ep. 22). На этом месте при жизни Амвросия с.389 началось строительство церкви, которая известна и сейчас как Амвросианская базилика в Милане, и в которой под алтарем покоятся мощи этих мучеников и самого Амвросия.

4. Места скопления христианских отшельников и первые монастыри. Например, в Каппадокии можно увидеть множество древних христианских церквей, обустроенных в скалах и песчанике, рядом с обителями монахов и отшельников2.

5. Христианские кладбища. Например, кладбищенская церковь в Милете. Изучение этого района Милета, относящегося к византийским временам, сейчас проводит Немецкий археологический институт. Первые результаты раскопок показывают, что церковь была построена прямо на римской гробнице, и что весь комплекс церковных зданий занимал около 2000 кв. м3.

6. Места, открытые по указанию «свыше». Например, Евсевий Кесарийский приводит Торжественное слово, сказанное Тирскому епископу Павлину по поводу созидания церквей: «...ты воздвиг на земле дом Христу... Сам Господь исполнил духом премудрости, разума и всякого знания в искусствах и науках и призвал его к строительству храма, передав в символах небесные первообразы» (Eus. Hist. Eccl. X. 4. 2). Феодорит рассказывает о том, как пленная христианка исцелила царицу иберийцев с помощью молитв, а та, в свою очередь, убедила царя построить в честь этого храм: царь, «отправившись к той дивной пленнице, просил ее показать образ храма. Тогда Тот... даровал и этой жене благодать начертания божественного храма. Итак, жена начертывала, а они рыли и строили» (Theodoret. Hist. Eccl. I. 24).

7. Места, удобные для посещения с точки зрения планировки города (близость театра, торговой площади и т. п.). Интерес представляет расположение христианской церкви в еще одном городе Малой Азии — Приене. Она находится в центре города, рядом с античным театром, который, возможно, использовался в культовых целях. Примерно в 100 м восточнее находилось святилище египетских богов, на таком же расстоянии к северу — внушительный храм Афины, а южнее располагалось еще несколько храмов, включая храм Зевса, Деметры, Асклепия, а также большая синагога. Сама церковь, которую считают епископской, отличалась сравнительно небольшими размерами: примерно 30 м в длину и метров 5 в ширину. Важно отметить, что христиане построили церковь в Приене на своеобразном пересечении языческих объектов — в самом центре города.

8. Языческие святилища. Использование языческих храмов и святилищ стало возможным после указа Феодосия I о запрете языческих культов (CTh. XVI. 10, 12 — 392 г.). Закон касался всех без исключения, запрещал любые жертвоприношения (они приравнивались к с.390 оскорблению величества) и почитание ларов, гениев и пенатов; осуждал людей, почитавших изображения, созданные человеческой рукой, предписывал конфискацию храмов и мест отправления языческого культа и передачу их в фиск; устанавливал штраф за потворство нарушениям, поощрял информаторов и угрожал должностным лицам, не применяющим этот закон. Таким образом, Феодосий запретил все виды языческой религиозной практики. Этот эдикт справедливо называют «свидетельством о смерти язычества»4 и «концом легальной протекции древней религии»5. Проводя аналогию с современностью, С. Вильямс и Г. Фрилл отмечают, что издание этого эдикта равносильно тому, как если бы сегодня какой-нибудь авторитарный атеистический режим запретил пасхальные яйца, рождественские открытки и даже застольные тосты6.

После эдикта Феодосия христиане стали обустраивать места своего культа либо рядом со святилищами языческих богов, либо, что весьма любопытно, непосредственно в них. Так, в Эфесе, как уже говорилось, на месте мартириума апостола Иоанна Богослова в IV в. был возведен храм. В следующем столетии базилика пострадала в результате землетрясения, а в VI в. была отстроена заново по указу Юстиниана и значительно увеличена: до 130 м в длину и, предположительно, до 30 м в высоту. При этом обращает на себя внимание тот факт, что базилика строилась всего в нескольких сотнях метров от храма Артемиды и оба сооружения хорошо просматривались — одно было в прямой видимости другого, хотя при том же Юстиниане руины храма Артемиды были использованы для строительства храма Святой Софии в Константинополе и, видимо, самого храма Иоанна Богослова. Вероятно, строительство столь грандиозного сооружения, каким стал храм Иоанна Богослова в Эфесе, имело целью подчеркнуть своей монументальностью превосходство над языческим чудом света, которое, по словам Плиния, имело «всего» 115 м в длину, а ионические колонны, обрамлявшие святилище, достигали 18 м в высоту (Фото 1 и 2).

Храм Артемиды в Сардах уступал эфесскому чуду света в размерах и славе. По всей видимости, и христианская община здесь была не столь богатой и многочисленной, как в Эфесе. Тем не менее, в IV–V вв. в непосредственной близости с языческим храмом христиане возводят небольшую базилику, не демонстрируя никакого намерения превзойти монументальностью античное творение. Вместе с тем, близость языческого святилища заставила христиан оградить себя от возможного «влияния» со стороны «демонов», которые ассоциировались с языческими культами. С этой целью на косяках входа в святилище Артемиды были выцарапаны кресты и христианские слоганы («свет», «жизнь»). Сам же храм, как считают исследователи, так и не с.391 был никогда превращен в церковь, хотя наличие «охранных» христианских надписей может свидетельствовать и в пользу того, что непосредственно в пределах языческого храма могли совершаться какие-то христианские обряды и церемонии (Фото 3).

В Пергаме сохранились остатки многих культовых зданий, но одно из них особо поражает своими размерами и монументальностью. Это — Серапеум, который был расположен в нижнем городе. Стены этого сооружения и сегодня возвышаются на добрых два десятка метров, и даже самое смелое воображение не позволяет представить его подлинного вида. Весь религиозный комплекс имел еще более внушительные размеры — 100 на 200 м. В ранневизантийский период после разрушения Серапеума в Александрии и указа императора Феодосия I о запрещении языческих культов пергамский Серапеум был преобразован в христианскую церковь, которая, будучи обрамленной высокими стенами из красного кирпича, получила название «Красный двор» (Фото 4). Обустройство места христианского культа в непосредственной близости от пьедестала, на котором незадолго до этого возвышалась 10-метровая статуя Исиды и Сераписа, прислоненных спинами друг к другу, свидетельствует о стремлении пергамских христиан продемонстрировать силу своей веры и ее преимущество над ушедшими в прошлое языческими богами.

Это же стремление, вероятно, доминировало и в христианской общине, которая сформировалась в еще одном центре малоазийского язычества — Дидиме, где существовал один из самых величественных и почитаемых храмов Аполлона. Этот храм едва не стал восьмым чудом света в силу грандиозных размеров и 122 окружавших его колонн диаметром 3 м каждая. В V–VI вв. и внутрь святилища этого храма также была встроена христианская церковь. Ее руины были удалены оттуда в ходе раскопок в начале XX в. Тем не менее, на косяках обоих узких входов в святилище и сегодня можно увидеть процарапанные или выбитые кресты, «охранявшие» христиан от языческих демонов таким же образом, как и в храме Артемиды в Сардах. Кроме того, христианские изображения можно видеть на плитах и ступеньках снаружи храма Аполлона. Некоторые из них представляют интерес, как, например, изображение человека со щитом и копьем в руке рядом с пронзенной копьем птицей и надписью «demonizomenos».

Таким образом, сравнение топографии христианских церквей в различных античных центрах западной Малой Азии позволяет прийти к выводу, что христиане намеренно выбирали для своего культа места либо близкие к древним языческим центрам, либо прямо в них. Вероятнее всего, главной целью такого выбора являлось то, что сторонники новой веры стремилась продемонстрировать свое превосходство над старыми религиями и тем самым склонить на свою сторону последних приверженцев древних богов. Христианизация языческих святилищ может рассматриваться как свидетельство окончательного утверждения христианства в Малой Азии в период Поздней Римской империи и в эпоху Ранней Византии.

с.392

Kazakov M. M. Christian temples in pagan sanctuaries (To a question on the Christianity statement in Asia Minor)

The article is dedicated to the research of the topography of ancient Christian churches. Basing on the written sources and the observation of the ancient sites, the author marks out eight types of location of the churches during the period of Christianization of the Roman Empire. After the edict of the emperor Theodosius of 392, the Christians started using pagan sanctuaries for their cults and ceremonies. Several ancient pagan temples in Asia Minor are the examples of such usage, which was aimed at the demonstration of the superiority of Christian religion over paganism.

с.393

Фото 1. Современная реконструкция храма Иоанна Богослова в Эфесе.

Фото 2. Современное состояние храма Иоанна Богослова в Эфесе.

с.394

Фото 3. Храм Артемиды в Сардах.

Фото 4. «Красный двор» в Пергаме.

с.395

Фото 5. Храм Аполлона в Дидиме.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Описание мартириума св. Филиппа см.: Стопами святых апостолов. Церковно-исторический альманах Смоленской Православной Духовной Семинарии. Малая Азия 2009–2010. Смоленск, 2010. С. 132–135.

2 См. описание некоторых каппадокийских церквей в моей статье: Казаков М. М. Христианская Каппадокия // Известия Смоленского государственного университета. 2008. № 3. С. 105–115.

3 О раскопках кладбищенской церкви в Милете см. на сайте университета Мичигана: http://sitemaker.umich.edu/late-antiquity/miletus.

4 Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М., 1989. С. 266.

5 Hyde W. W. Paganism to Christianity in the Roman Empire. Philadelphia, 1946. P. 216.

6 Williams S., Friell G. Theodosius. The Empire at Bay. New Haven; L., 1994. P. 123.


© Кафедра истории древнего мира СГУ, 2011