| |
Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений | |
Марков К. В. Полное имя Диона Кассия в эпиграфических и нарративных источниках: проблемы реконструкции* Античный мир и археология. Вып. 14. Саратов, 2010. С. 396–399 Для просмотра текста на древнегреческом языке необходимо установить шрифт GR Times New Roman с.396 Наиболее ранние источники, в которых упоминается имя римского сенатора историка Диона Кассия, датируются 229 г., т. е. временем его второго консулата. Наименование Клавдий Кассий Дион (Κλ᾿ Κάσσιος Δίων) устанавливается на основе найденной в Македонии надписи (AE. 1971, 4301), которая представляет собой официальное постановление об играх в честь императора Александра Севера (коллеги Диона по консулату). Имя Диона присутствует также в шести других надписях. В трех из них упоминается Кассий Дион (CIL. 3. 3511, 5587; 6. 2998), а в других трех фигурирует имя Дион (CIL. 13. 6752, 7337, 7502). Все шесть являются неофициальными посвящениями, вследствие чего имя Диона приводится в них в сокращенном варианте. Кроме того, личное имя Луций фигурирует в одном военном дипломе 229 г. н. э.2 Наиболее ранние литературные упоминания о Дионе мы находим у Иордана и Евагрия (VI в. н. э.). В сочинении первого присутствует имя Дион (V. 40. F. 1; IX. 58. F. 2), а второй именует автора «Римской истории» Δίων ὁ Κάσσιος (HE. 5. 24). Ни в одном из упомянутых источников не засвидетельствован традиционно приписываемый Диону агномен Коккейан (Κοκκιανὸς, Κοκκηιανὸς), который фигурирует только у византийских авторов (Phot. Bibl. 71; Suidas. s. v. Δίων; s. v. Κοκκιανός). Впервые он упоминается в «Библиотеке» Фотия (Κασσιανὸς Κοκκηιανὸς ἤ Κοκκίος) (Phot. Bibl. 71). Фотию, вероятно, была доступна одна из с.397 копий «Римской истории», ибо из содержания соответствующей статьи следует, что он черпал биографические сведения о Дионе непосредственно из его труда. Правда, вполне возможно, что различные варианты агномена историка восходят к работе более раннего лексикографа3. В лексиконе Суда, в статье Δίων (Δ. 1239), мы находим следующую запись: «Дион, именующий себя Кассием, по прозвищу Коккей, он же Коккейан…»4 (Δίων ὁ Κάσσιος χρηματίσας, ὁ ἐπίκλην Κοκκήϊος· οἱ δὲ Κοκκηϊανός). В другой статье лексикона (Κ. 1914) слово Κοκκιανός упоминается как ὄνομα κύριον (главное имя) Диона. Составители могли почерпнуть эту информацию из Excerpta Constantiniana (сокращенное название сочинения Excerpta de legatis, de insidiis, de virtutibus et vitiis, de sententiis)5. В сохранившейся части этого документа дважды встречается имя Δίων Κοκκιανός (Cod. Peirescianus. X/XI. fol. 288). Источник, к которому восходят варианты имени, перечисленные в статье Δίων в лексиконе Суда, точно установить невозможно. Ни в Excerpta, ни в средневековых рукописях, донесших до нас текст «Римской истории», родовое имя Кассий не упоминается6. В большинстве манускриптов присутствует лишь имя Дион7. Tria nomina, которые традиционно приписываются Диону, вместе (хотя и не в обычном порядке) встречаются только в одном источнике — труде Иоанна Цеца (XII в.). В Exegesis in Homeri Iliadem (P. 108, 136 H) упоминается Δίων Κάσιος Κοκκειανός, а в Historiarum variarum chiliades (9. 572) — Κοκκειανός Κάσιος Δίων. Таким образом, в разных источниках содержатся различные варианты имени Диона. Полное имя Диона является предметом реконструкции современных исследователей. Наиболее надежно эпиграфическими и литературными источниками засвидетельствованы родовое имя и когномен Кассий Дион. Принятое в русскоязычной литературе и встречающееся иногда в старых зарубежных работах наименование Дион Кассий, строго говоря, не соответствует правилам римской номинации, но имеет право на существование, так как именно такой порядок был обычным в греческом употреблении (Δίων ὁ Κάσσιος)8. А. Гоуинг стремится показать, что агномен Диона Коккейан был ошибочно приписан историку в результате смешения его с известным с.398 оратором II в. н. э. Дионом Хрисостомом, который был земляком Диона и, как считали раньше9, возможно, приходился ему дедом. Аргументация А. Гоуинга зиждется на том, что в эпиграфических источниках данный преномен отсутствует и первое упоминание относится только к IX в. н. э. Вместе с тем уже Иордан, называя Диона автором «Гетики», явно смешивает его с Дионом Хрисостомом, которому аналогичное сочинение приписывает Флавий Филострат в «Жизнеописаниях софистов» (I. 7. p. 7, 14 Kayser). Таким образом, версия о том, что агномен Коккейан в имени автора «Римской истории» стал результатом именно этой путаницы, вполне имеет право на существование. Существует также альтернативная версия. Например, Ф. Миллар допускал, что имя Диона действительно появилось в результате брачных связей между Кассиями из Никеи и семейством, к которому принадлежал Дион Коккейан из Прусы10. Думается, что в пользу этой версии также можно привести ряд аргументов. Во-первых, рассмотрим вопрос об эпиграфических источниках. А. Гоуинг полагает, что если бы Диону действительно принадлежал агномен Коккейан, то он обязательно был бы упомянут в македонской надписи, так как она является официальным документом и, следовательно, в ней имя Диона записано целиком. Но, если в этой надписи пропущено личное имя Луций, которое упоминается в одном из источников, то мы в любом случае имеем дело с сокращением. То есть, отсутствие той или иной части имени Диона в эпиграфических источниках само по себе не является достаточным основанием для выводов. Второй аргумент — это имя отца Диона, который известен как Марк Кассий Апрониан (PIR.2 C. 485)11. Почему в этом имени присутствует лишь одна из составных частей имени Диона Кассия? Возможно, все остальные имена Дион унаследовал по материнской линии. Можно предположить, что Кассии, вероятно, получили римское гражданство от известного лидера республиканцев, когда тот вместе с Брутом находился в Малой Азии. Позднее у членов данной семьи появилось еще одно родовое имя. Возможно, кто-то из Кассиев женился на некой Клавдии, чье имя перешло к ее сыну. Имя Коккейан свидетельствует о том, что далекого предка Диона звали Коккей. Окончание -ανος указывает на имя отца, т. е. Коккейан сын Коккея12. В «Библиотеке» Фотия и в лексиконе Суда упоминаются оба варианта данного имени. Есть версия, что оно досталось Диону Хрисостому от императора Нервы13. Дион Кассий действительно мог быть связан со своим тезкой, ритором из Прусы, у которого, возможно, уже было с.399 родовое имя Клавдий14. Следовательно, можно предположить, что мать Диона происходила из семьи Клавдия Диона Хрисостома. Возможен и другой вариант. Именно мать Диона была той самой Клавдией, которую Кассии (точнее Кассий Апрониан) приняли в свою семью15. Таким образом, полное имя историка, скорее всего, было Луций Клавдий Кассий Дион Коккейан. Такое имя вполне соответствует тенденциям в римской антропонимии во II в. н. э., так как в это время с одной стороны часто наблюдаются отступления от традиционного построения имени (особенно в провинциях), а с другой стороны становится модным иметь много имен. Markov K. V. Cassius Dio’s full name in epigraphic and narrative sources: problems of reconstruction According to M. A. Gowing, Dio’s agnomen Cocceianus was mistakenly ascribed to him by Byzantine authors, who confused the historian with Dio Chrysostom. Contrary to this point of view, the paper presents additional arguments in favour the version that Dio’s name appeared as the result of the marriage of Cassius from Nicea and the daughter of Dio Cocceanus from Prusa. Most probably, the full name of the author of “Roman History” was Lucius Claudius Cassius Dio Cocceianus. ПРИМЕЧАНИЯ * Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «“Римская история” Диона Кассия как памятник исторической мысли эпохи позднего принципата: перевод с древнегреческого, научный комментарий, исследования», проект № 07-01-00047а. 1 См. о ней: Touratsoglou J. P. Δύο νέαι ἐπιγραφικαὶ μαρτυρίαι περὶ τοῦ κοινοῦ τῶν Μακεδόνων κατὰ τὸν τρίτον μεταχριστισκὸν αἰῶνα // Ancient Makedonia. Thessalonikai, 1970. P. 280–290. Pl. LXXVII. Цит. по: Gowing A. M. Dio’s Name // ClPh. 1990. Vol. 85. No. 1. P. 49–54; Martinelli G. L’ultimo secolo di studi su Cassio Dione. Genova, 1999. P. 13–14. 2 Roxan M. Roman Military Diplomas 1978–1984. L., 1985. No. 133; Kellner H. J. Neufunde und Nachträge 1983 von Militärdiplomen // BVBL. 1985. Vol. 50. S. 244. Taf. 24. 3 Treadgold W. T. The Nature of Photius’ «Bibliotheca». Washington, 1980. P. 53, 61–62. 4 Кассий Дион Коккейан. «Римская история». Автобиографические фрагменты и свидетельства. Пер. с древнегреч. К. В. Маркова, А. В. Махлаюка. Вступительная статья и комментарий А. В. Махлаюка // Из истории античного общества. Нижний Новгород, 2008. Вып. 11. С. 242–266. 5 Wilson N. G. Scholars of Byzantium. Baltimore, 1983. P. 146. 6 Gowing A. M. Op. cit. P. 50; Martinelli G. Op. cit. P. 15. 7 Boissevain U. P. Cassii Dionis Cocceiani Historiarum Romanarum quae supersunt. B., 1985. Bd. 1. P. LXIV, LXV, LXXII. 8 Махлаюк А. В., Марков К. В. «Римская история» Диона Кассия как памятник исторической и политической мысли III в. н. э. // ВДИ. 2008. № 2. С. 38; Cary E. Introduction // Dio’s Roman History. In Nine Volumes. Cambr. (Mass.), 1914. Vol. I. P. IX. 9 Peter H. Die geschichtliche Literatur über römische Kaiserzeit. Leipzig, 1897. Bd. I. S. 431. 10 Millar F. A Study of Cassius Dio. Oxf., 1964. P. 11–12. 11 Swan P. M. The Augustan Succesion: An Historical Commentary on Cassius Dio’s Roman History, Books 55–56 (9 A. D. — B. C. 14). Oxf., 2004. P. 1. 12 Ameling W. Cassius Dio und Bithynien // AE. 1984. Hf. 4. S. 126. 13 Ibid. 14 Jones C. The Roman World of Dio Chrysostom. Cambr. (Mass.), 1978. P. 4, 7. 15 Ameling W. Op. cit. S. 126. © Кафедра истории древнего мира СГУ, 2010 |