| |||||||||
Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений | |||||||||
Скржинская М. В. Монументальная скульптура в изображениях на памятниках прикладного искусства из античных государств Северного Причерноморья Античный мир и археология. Вып. 13. Саратов, 2009. С. 323–331 Для просмотра текста на древнегреческом языке необходимо установить шрифт GR Times New Roman с.323 Среди множества разнообразных изображений на предметах прикладного искусства, найденных при раскопках античных городищ и некрополей на северных берегах Черного моря, можно выделить немногочисленную группу ваз, терракот и ювелирных изделий, на которых воспроизведены знаменитые во всем эллинском мире скульптуры. Среди них особый интерес для истории искусства представляют вольные трактовки произведений Фидия. На двух дорогих керамических вазах, привезенных из Афин в Пантикапей, запечатлены несколько фигур, находившихся на фронтонах Парфенона. Большая гидрия с полихромными и частично позолоченными фигурами изготовлена в середине IV в. до н. э. В ее декор включена сцена спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой, и для центральных фигур использована средняя часть западного фронтона Парфенона. Около позолоченного оливкового деревца, которое обвивает змей Эрихтоний, изображена Афина, ударяющая в землю копьем, чтобы выросла олива, а с другой стороны дерева — Посейдон, вызывающий трезубцем появление соляного источника. Остальные персонажи отличаются от композиции на Парфеноне (рис. 1)1. Центральные фигуры восточного фронтона Парфенона воспроизведены на кратере рубежа V–IV вв. до н. э. из кургана Бакса (рис. 2). Картина на этом огромном, к сожалению, не полностью сохранившемся, сосуде занимает важное место среди источников, используемых для реконструкции декора Парфенона. Изобразив апофеоз Геракла, вазописец представил олимпийских богов, принимающих героя на Олимп. Образцом для фигур Зевса, Афины и Геры послужили статуи Фидия с восточного фронтона Парфенона. В центре нарисован сидящий на роскошном троне Зевс с посохом в руках. К нему подлетает Ника, венчающая бога венком, рядом с ней стоит Афина в высоком шлеме, с эгидой на груди; она держит копье и касается рукой большого щита, стоящего у ее ног. С противоположной стороны от Зевса находится Гера в пышном венке из цветов. Фрагментарно сохранившаяся мраморная статуя Геры подтверждает верный общий контур статуи на рисунке. Роспись этой вазы помогает окончательно решить вопрос, как Фидий представил Зевса, и опровергнуть предположение, что бог изображался стоящим. Ценность рассматриваемой вазы заключается еще и в том, что на ней сохранились самые ранние из дошедших до нас копий работ Фидия. Вероятно, вазописец также использовал известные статуи для изображения остальных с.324 олимпийских богов на верхнем фризе своей многофигурной композиции, украшавшей кратер2. На протяжении многих веков статуя Афины Партенос, выполненная Фидием из золота и слоновой кости, вызывала восхищение всех ее видевших в Парфеноне. Скульпторы, вазописцы, коропласты и ювелиры воспроизводили ее с большей или меньшей точностью на своих произведениях. Несколько изделий подобного рода найдено при раскопках в Северном Причерноморье. Это небольшая мраморная статуэтка Афины из Ольвии3, рельефная голова богини на двух золотых подвесках из кургана Куль-Оба4 и на позолоченных терракотовых медальонах из Нимфея, Пантикапея и из святилища на азиатской части Боспора5. Подобные медальоны, использовавшиеся скорее всего в качестве вотивов, найдены при раскопках и в других частях греческой ойкумены6. Наиболее точная копия на парных золотых височных подвесках сделана ювелиром, который в первой половине IV в. до н. э. видел оригинал и, в отличие от автора ольвийской статуэтки, воспроизвел все детали работы Фидия (рис. 3). Оба рельефа отличаются один от другого лишь небольшим поворотом лица богини, как того требовала симметрия этих двух украшений, и, по признанию всех современных ученых, передают сейчас лучшее и наиболее близкое к оригиналу изображение головы Афины Партенос. Ювелир с большим мастерством воспроизвел величественное лицо статуи, слегка повернутое в сторону от зрителя, а также парадный шлем, который на прочих копиях представлен более обобщенно. Тройной гребень шлема украшен фигурами сфинкса между двумя крылатыми конями, а на отогнутых нащечниках помещены грифоны, что соответствует описанию прославленной статуи у Павсания (I. 24. 5–6) и более обобщенным изображениям на других античных копиях7. Рельефы на терракотовых медальонах в целом мало отличаются от изображения на подвесках, но уступают в проработке деталей. Золотые серьги из некрополя Пантикапея дают еще один пример использования ювелиром в качестве образца головы статуи выдающегося скульптора (рис. 4). Мастер, работавший в середине IV в. до н. э., украсил свое изделие подвеской в виде женской головки с безукоризненно правильными чертами лица8. Это явно изображение какой-то богини, с.325 о чем говорит и ее облик, и тот факт, что на женских украшениях того времени присутствовали лишь мифологические персонажи. Все детали головки богини тонко и тщательно гравированы. Ее голову венчает роскошная диадема с изображением пальметт и цветов лотоса, в уши вдеты серьги в виде шестилепестковых розеток с подвесками, а шею обвивает ожерелье из круглых бусин с подвеской в виде головы быка. Лепестки цветов и листьев на диадеме и серьгах заполнены зеленой и синей эмалью, на глаза нанесено белое и синее эмалевое покрытие, видимо, отражающее разноцветные камни, которые греки вставляли в глаза ценных храмовых статуй. Та же скульптура послужила образцом для золотой подвески к ожерелью из кургана близ села Большая Белозерка Запорожской области9. У богини те же правильные черты лица, такие же прическа и ожерелье со сходной подвеской; отличается лишь форма диадемы, но ее декор состоит из тех же элементов. Похоже, что это работа того же ювелира, который при изготовлении иного вида украшения увенчал голову богини диадемой иного вида. В изделиях подобного типа голова и диадема изготавливались по отдельности10, и мастеру, имевшему разные заготовки, нетрудно было делать разные варианты своих работ. То, как одни и те же детали могли использоваться в различных произведениях, хорошо видно на двух найденных в Пантикапее лекифах с рельефными фигурами мастера Ксенофанта11. По предположению М. В. Русяевой, ювелир скопировал голову статуи Геры, сделанную Поликлетом между 420 и 417 гг. до н. э. для храма богини в окрестностях Аргоса12. Павсаний, видевший эту огромную статую, писал (II. 17. 4), что она, как и Афина Фидия, была сделана из золота и слоновой кости; богиня сидела на троне и ее голову украшала диадема с фигурами Харит и Гор. Поликлет прославился изображениями идеальных лиц богов и атлетов13, что отражено на упомянутых серьгах и подвеске. Букраний же, включенный в ожерелье богини, может напоминать о ее культе в образе коровы. Диадему, как мы видели, ювелир представил по-разному, и не пытался на мелких предметах передать декор большой статуи. Возможно, он взял за образец какую-то иную статую школы Поликлета. Надо полагать, что владелицы подобных украшений видели в них облик прекрасной богини и относили его к той, которой более всех поклонялись. При всей тонкости и изысканности рассмотренных украшений, они все же не были уникальными. Понравившиеся покупателям вещи могли быть повторены несколько раз по имевшейся у мастера модели. Это подтверждается находками сделанных греческими ювелирами великолепных золотых обкладок горитов в Северном Причерноморье и в Македонии; среди них имеются выполненные с одной матрицы четыре идентичных экземпляра из так называемой чертомлыцкой серии с изображениями эпизодов из жизни Ахилла и два с одинаковыми батальными с.326 сценами14. Височные подвески с головой Афины предназначались для парадного праздничного женского наряда и, наверное, сначала были выполнены для участницы афинских празднеств. Ведь известно, что на убор женщин, шедших в торжественной процессии и исполнявших определенные ритуалы, тратились немалые деньги (Paus. I. 29. 16), а в украшения праздничных костюмов включались золотые изделия, о чем упоминается в речи Демосфена «Против Мидия» (XXI. 22). На главных афинских праздниках обыкновенно присутствовали эллины из разных государств, в том числе и из Северного Причерноморья15. Увидев понравившуюся им вещь, они могли заказать копию у местного ювелира. Это подтверждается тем, что в Пантикапее обнаружено немало ценных предметов прикладного искусства, исполненных афинянами по индивидуальному заказу боспорян. Наиболее яркий пример — дорогой лекиф со сценой охоты, имеющий выполненную автором надпись «Ксенофант афинянин сделал». Указание на афинское происхождение мастера говорит о том, что эта работа с самого начала задумана для вывоза за пределы Аттики, потому что на произведениях, предназначенных для своей родины, происхождение художника не указывалось. Так, на статуях Праксителя в Афинах было написано лишь его имя, а на скульптурах, стоявших в других государствах, указывалось также афинское происхождение их автора16. Украшения типа подвесок с головой Афины прикрепляли к диадемам или к калафам так, как это встречается в погребении жрицы, похороненной в своем нарядном одеянии в кургане Большая Близница. Ее голову венчал золотой калаф с фигурами амазонок, сражающихся с грифонами, а к нему на петельках крепились височные подвески с изображением Фетиды, везущей доспехи Ахиллу. Форма этих подвесок и припаянные к ним петельки для подвешивания идентичны подвескам с головой Афины. Приведенные аргументы не позволяют согласиться с мнением А. С. Русяевой, что подвески с головой Афины — уникальное произведение, выполненное по заказу царя Левкона I для подарка скифскому царю17. Вряд ли царь пожелал бы выбрать подобный сюжет для подарка, так как детальное изображение произведения Фидия не представляло для скифов особого интереса. В то же время многие боспоряне имели возможность познакомиться с прославленными афинскими памятниками и даже считали это одной из целей своих поездок в Афины (Isocr. XVII. 1). Поэтому копии со статуи Фидия на ювелирных изделиях и глиняных вотивах могли вызвать у них не только живые ассоциации с оригиналом, но и желание рассказать о нем на родине и привезти подарок с его изображением. Приобретенные на Боспоре греческие украшения оказались в уборе знатной скифянки не на том месте, куда их изначально предназначали; судя по месту находки, упомянутые височные подвески вместе с серьгами так называемого роскошного стиля служили с.327 нагрудным украшением18, но для такой цели, если бы она была первоначальной, ювелир изготовил бы иное крепление. Известно, что скифы покупали в греческих городах Северного Причерноморья множество украшений, привезенных сюда из разных центров Эллады. Курган Куль-Оба находится недалеко от Керчи, так что подвески с изображением Афины вместе с серьгами роскошного стиля были приобретены в Пантикапее, а головка богини из кургана в Запорожской области могла появиться у скифов в результате их контактов с Ольвией. Но даже если эти украшения считать дарами греков, откупавшихся от угроз скифов, то ясно, что упомянутые вещи были изготовлены главным образом для праздничного убора гречанок. В греческом мире большой известностью пользовалась статуя Кибелы, стоявшая в ее афинском храме Метрооне. Скульптуру сделал Фидий (Paus. I. 3. 5) или его ученик Агоракрит (Arrian. Peripl. 11). Многочисленные каменные и глиняные статуэтки Кибелы эллинистического времени, по мнению современных ученых, представляют вольные копии этой статуи. В отличие от более ранних изображений Кибелы, сидевшей на небольшой скамейке, ее стали изображать на роскошном троне, украшенном резьбой, а иногда и рельефными фигурами19. Голова богини часто увенчана калафом; как и прежде, ее необходимыми атрибутами оставались львенок, обычно лежавший на коленях, и большой тимпан, ритмичные звуки которого непременно сопровождали ритуалы в честь Кибелы. Подобные статуэтки сначала привозили в города Северного Причерноморья, а затем местные коропласты освоили их производство, повторяя установившийся тип изображения этой богини20. В эллинистический период излюбленной темой работ скульпторов и коропластов стали дети. Мастера делали вольные копии с бронзовых и мраморных скульптур, получивших широкое признание в греческой ойкумене. К числу таких статуй относился мальчик, хватающий за шею гуся. В III в. до н. э. Герод описал восхищение женщин, рассматривающих скульптуры перед храмом Асклепия на острове Кос (IV. 31–33, перев. Г. Церетели):
Плиний Старший в «Естественной истории» (XXXIV. 84) упомянул скульптуру мальчика с гусем, исполненную Боэтом. Такое имя носили несколько скульпторов, живших в эллинистический период. Видимо, статуя принадлежала современнику Герода Боэту из Карфагена, автору позолоченной бронзовой статуи мальчика в аргосском храме Геры, о котором написал Павсаний (V. 17. 4). Лучшие мраморные повторения мальчика с гусем находятся в Глиптотеке Мюнхена и в Капитолийском музее, с.328 а терракотовые статуэтки такого вида были распространены во многих греческих городах, в том числе и в Северном Причерноморье. Таковы, например, подобные статуэтки эллинистического времени из Пантикапея и Мирмекия21. Изображения на местных монетах дают возможность узнать, какие особо почитавшиеся статуи богов находились в Ольвии, Херсонесе и в Пантикапее. Древнейшая из них — Аполлон в характерном для архаического времени уборе; рядом с богом стояли его атрибуты, большой лук и стрела, что можно представить по ольвийской монете II в. н. э.22 Эта скульптура, выполненная ионийским мастером в середине VI в. до н. э., на многие столетия стала в Ольвии почитаемым кумиром. На монетах Херсонеса можно различить по крайней мере две статуи Артемиды, верховной богини этого государства. Специальная статья об этом была написана А. Н. Зографом в 1922 г., и с тех пор его наблюдения повторяются и развиваются в исследованиях о Херсонесе23. Скульптурная композиция, представляющая богиню в традиционном для всех греков образе охотницы, была выполнена в период раннего эллинизма. Богиня в коротком хитоне показана в стремительном движении: она поражает копьем лань, и это отражает ее эпитет ἐλαφοκτόνος («убивающая оленя») из песни хора в трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» (ст. 1113). Монеты, воспроизводившие эту скульптуру (рис. 5), чеканили с III в. до н. э. вплоть до поздних выпусков римского времени; сама же скульптура, по мнению В. А. Анохина, появилась в Херсонесе в последних десятилетиях IV в. до н. э.24 Другая статуя олицетворяла Артемиду Деву как покровительницу и защитницу города. Во II в. до н. э. по заказу херсонеситов эту скульптуру выполнил опытный мастер пергамской школы. Он представил богиню стоящей в длинном одеянии с башенной короной на голове, в одной руке она держала копье, а в другой лук, свой постоянный атрибут. Сначала на монетах появился только профиль Девы в башенной короне, а в римское время стали воспроизводить всю статую целиком25. Уникальные материалы сохранились в коллекции археологических находок из Пантикапея. Там обнаружена поврежденная крупная мраморная статуя Диониса (рис. 6)26 и монеты с ее изображением, которые выпускались в Пантикапее, Горгиппии и Фанагории в I в. до н. э.27, причем последние помогают представить, как выглядели утраченные части скульптуры. Эта статуя, выполненная на рубеже V–IV вв. до н. э. хорошим мастером круга Праксителя, была сделана по заказу боспорян для их с.329 святилища Диониса, находившегося у подножия горы Митридат28. Бог был представлен безбородым кудрявым юношей в коротком хитоне и плаще, в одной руке он держал тирс, а в другой — кисть винограда; у ног находилась пантера, его священное животное. Монеты, выпущенные через несколько столетий после появления статуи, показывают, что она пользовалась особым почетом. Недаром именно ее, а не другие изваяния бога, имевшиеся на Боспоре (КБН. 24), изображали на местных деньгах. В греческих городах на северном краю ойкумены находилось множество каменных и бронзовых скульптур, но лишь очень немногие сохранились до нашего времени в более или менее хорошей сохранности. В основном же об этих произведениях известно по незначительным фрагментам и надписям на уцелевших пьедесталах. Из последних можно узнать, что афинские скульпторы Пракситель и Стратонид исполняли заказы для ольвиополитов, а Поликрат — для херсонеситов (IOSPE. I2. № 271, 406; НО. № 66)29. Рассмотренные изображения бронзовых и мраморных скульптур, украшавшие монеты, позволяют восстановить общий облик нескольких статуй наиболее почитавшихся богов в античных городах Северного Причерноморья и показать, что для их исполнения приглашали выдающихся мастеров. Эти изваяния находились в святилищах на протяжении многих лет и становились святынями, которыми по праву гордились местные жители. Они также были осведомлены о статуях, ставших знаменитыми во всем греческом мире. Тем, кто совершал путешествия в Элладу, удавалось видеть их воочию, но большинство знало об этих произведениях по рассказам, которые могли иллюстрироваться вольными копиями на достаточно распространенных памятниках прикладного искусства. Maria V. Skrzhinskaja (Kiev, Ukraine). Monumental Sculpture in Depictions on the Monuments of Decorative Art from the Ancient Polis of Northern Black Sea Region The article deals with founded during the excavations in the Northern Black Sea region ancient decorated vases, terra-cotta statues and jewelries which saved the design of some famous statues by Phidius, Policletus and Boetus. On the local coins there are images of gods’ statues which were in the sanctuaries in Olbia, Chersonesos and Panticapaeum. On request of these towns the statues were created by the skilled masters from Athens and Asia Minor.
ПРИМЕЧАНИЯ 1 См.: Вальдгауэр О. Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных ваз. СПб., 1914. С. 114; Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1951. С. 142–144; Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Л., 1973. № 37. 2 Shefton B. The Baksy Krater. Once More and Some Observations on the East Pediment of Parthenon // Kotinos Festschrift to Erika Simon. Meinz am Rhein, 1992. P. 245–247. 3 Фармаковский Б. В. Ольвийская реплика Афины-Девы Фидия // ИАК. 1905. № 14. С. 69–93; Саверкина И. И. Греческая скульптура. Л., 1986. С. 54–55. 4 ДБК. Табл. 19, 1; Уильямс Д., Огден Д. Греческое золото. СПб., 1995. № 87. С. 198. 5 Шкорпил В. В. Отчет о раскопках в Керчи и ее окрестностях в 1902 г. // ИАК. 1904. Вып. 9. С. 79. Рис. 2; Силантьева Л. Ф. Некрополь Нимфея // МИА. 1959. С. 35. Рис. 13, 1; Онайко Н. А. Об отражении монументального искусства в боспорской торевтике // Проблемы античной истории и культуры. Ереван, 1979. С. 394; Завойкин А. А. Керамические вотивы на святилище «Береговой 4» // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Керчь, 2003. С. 94–95. 6 Robinson D. M. Excavations at Olynthos. Baltimore, 1952. Vol. 14. P. 235–240; Ridgway B. S. Images of Athena on the Akropolis // Goddes and Polis. The Panathenaic Festivals in Ancient Athens / Ed. by J. Neils. New Jersey, 1992. P. 133. Fig. 58. 7 Колобова К. М. Указ. соч. С. 126–127; Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Судьба Парфенона. М., 2000. С. 115. Рис. 33, 34, 36. 8 ДБК. Табл. 7, 11; Уильямс Д., Огден Д. Указ. соч. № 103. 9 Київський музей історичних коштовностей. Київ, 1974. С. 57. Рис. 50; Scythian Gold. Treasures from Ancient Ukraine. N. Y., 2001. № 95. 10 Higgins R. A. Greek and Roman Jewellery. L., 1961. P. 128. 11 Скржинская М. В. Афинский мастер Ксенофант // ВДИ. 1999. № 3. С. 125–126. 12 Русяева М. В. Золоті прикраси у вигляди голови Гери // Археологія. 1994. № 1. С. 104–105. 13 Виппер Б. Р. Искусство древней Греции. М., 1972. С. 184–185. 14 Черненко Е. В. Скифские лучники. Киев, 1981. С. 72. Рис. 50; С. 76–85. Рис 53–59. 15 Скржинская М. В. Ольвиополиты и боспоряне в Афинах // ВДИ. 2002. № 2. С. 134–138. 16 Guarducci M. Epigrafia greca. R., 1974. T. 3. P. 398. 17 Русяева А. С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Киев, 2005. С. 385. 18 Власова Е. В. Куль-Оба // Боспорские исследования. Симферополь; Керчь, 2006. Вып. 13. С. 49. 19 См. такие фигуры, например, на терракоте из Ольвии: Русяева А. С. Земледельческие культы Ольвии. Киев, 1979. С. 106. Рис. 52. 20 Терракоты Северного Причерноморья. М., 1970. САИ. Г1-11. Табл. 12, 7; 16–18; 34, 3; 37, 3; 42. 21 Силантьева Л. Ф. Терракоты Пантикапея // Терракотовые статуэтки Пантикапея. САИ. Г1-11. 1974. Табл. 38, 1; Денисова В. И. Коропластика Боспора. Л., 1981. С. 68, 69, 72. Прим. 45. 22 Русяева А. С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992. С. 37. 23 Зограф А. Н. Статуарные изображения Девы в Херсонесе по данным нумизматики // Изв. РАИМК. 1922. № 2. С. 337–360; Русяева А. С., Русяева М. В. Верховная богиня античной Таврики. Киев, 1999. С. 117. 24 Анохин В. А. Монетное дело Херсонеса. Киев, 1977. С. 26, № 77–81; 88–93, 133–137, 191, 200, 201, 258–260, 270–272, 280–282, 285, 292, 293. 25 Зограф А. Н. Указ. соч. С. 354. Табл. 31, 8; Анохин В. А. Указ соч. № 199, 247, 304–307. 26 Соколов Г. И. Указ. соч. С. 37. № 16. 27 Гайдукевич В. Ф. Указ. соч. С. 161. Табл. 3, 50, 51; Анохин В. А. Монетное дело Боспора. Киев, 1986. № 201, 207, 209. 28 Давыдова Л. И. К вопросу об иконографии статуи Диониса из Пантикапея в коллекции Эрмитажа // 175 лет Керченскому музею древностей. Материалы конференции. Керчь, 2001. С. 431–433. 29 Кобылина М. М. Скульптура // АГСП. М., 1984. С. 212–214. © Кафедра истории древнего мира СГУ, 2009 |