Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений


Гончаров В. А.

«Свои» и «чужие» жреческие коллегии в раннем Риме

Античный мир и археология. Вып. 11. Саратов, 2002. С. 42–46


с.42 Одной из наиболее важных проблем истории древнего мира, без сомнения, является проблема соотношения «своего» и «чужого» в античной и, в частности, в римской культуре. Действительно, взаимодействие древнего Рима с окружающим его миром более чем активно проявлялось в бесчисленном множестве самых различных аспектов — от традиций градостроительства до одежды. При этом, не осталась в стороне и область сакрального, в которой вышеупомянутое взаимодействие нашло вполне отчетливое и яркое выражение.

Как известно, религиозная сфера древнего Рима уже в царскую и раннереспубликанскую эпоху прошла весьма длительный путь в своем развитии — от достаточно примитивных верований сельско-общинного характера до вполне развитой и разветвленной системы культов с антропоморфными божествами, храмами, специально учрежденными жреческими коллегиями и тщательно выверенными церемониями. Несомненно, одной из основных линий в подобном «совершенствовании» римской религии был перманентный процесс заимствования божеств и сакральной практики других племен и народов. Сначала он выражался в слиянии и упорядочении культов составивших Рим общин, а затем — в активном «импорте чужих богов», основанном на динамическом представлении римлян о своем пространстве и сопутствовавшем их постоянной военной экспансии1.

Наиболее ярко подобное втягивание иноземных (прежде всего этрусских и греческих) божеств в римскую сакральную сферу проявлялось в практике evocatio, т. е. совокупности приемов «переманивания» чужих богов на свою сторону. Именно подобным образом Фурий Камилл обращался к вейянской Юноне в 396 г. до н. э., а Сципион Эмилиан — к богам Карфагена в 149 г. до н. э. В то же время, естественно, вышеупомянутый процесс имел и весьма значительные последствия социального характера. Прежде всего, они проявились в появлении новых жрецов, их организации в специальные коллегии, постепенном расширении функций последних и т. д. Именно данный аспект сакральной жизни раннего Рима будет рассмотрен в этой работе. Так, мы постараемся выделить и по возможности полно охарактеризовать основные этапы и разновидности включения священнослужителей, связанных с «чужими» культами, в сакральную сферу Рима — начиная с его основания и до конца III в. до н. э.

По нашему мнению, складывание римской религиозной сферы в интересующем нас аспекте проходило в два основных этапа. На первом, охватывающем практически весь царский период, была в основном сформирована определенная с.43 совокупность так называемых dii indigentes («старожилов») и служивших им жрецов. Это формирование в свою очередь проходило двумя различными путями. Во-первых, в процессе объединения ряда латинских и италийских поселений в римскую civitas одновременно протекало и слияние их разнородных культов, а также постепенное формирование синкретической общеримской религии путем придания отдельным общинным и племенным богам общегородского статуса2. Подобным образом возникли культы Марса, Квирина, Януса, Весты, т. е. божеств, символизировавших окружение, границы и священный центр общины.

Культы Марса и Квирина, божеств-хранителей латинской общины Палатина и сабинской общины Квиринала, изначально, по всей видимости, обслуживались коллективными жречествами, основанными на кровном родстве и в первую очередь осуществлявшими функцию защиты общинной территории от враждебного воздействия внешних сил. К этим древнейшим сообществам священнослужителей, безусловно, относятся fratres Arvales («арвальские братья»), по преданию, возникшие еще при Ромуле, а также salii Palatini (палатинские салии или салии Марса), официально учрежденные Нумой Помпилием (Liv. I. 20. 4; Dion. Hal. II. 70; Plut. Numa. 13) и salii Collini («салии холмов» или салии Квирина), получившие государственный статус в эпоху правления Тулла Гостилия (Dion. Hal. III. 32. 4). Возможно, к этой же группе жречеств можно причислить и луперков, отдельные ритуалы которых, такие, как бег вокруг Палатина, принесение в жертву собаки и т. д. (Dion. Hal. I. 80; Serv. Aen. VIII. 343; Plut. Rom. 21; Ovid. Fast. II), также указывают на связь с Марсом или сходным божеством. Кроме того, при Нуме Помпилии появились и индивидуальные жрецы — фламины Марса и Квирина (Liv. I. 20. 1–2; Dion. Hal. II. 63; Cic. De rep. II. 26; Plut. Numa. 7). Жреческие функции в культе Януса, судя по всему, исполнялись самим царем (в период Республики — rex sacrorum)3, а в культе Весты — коллегией весталок, тесно связанной с рексом и, по мнению ряда исследователей, даже изначально состоявшей из царских дочерей4.

Конечно, все перечисленные выше божества, культы и жречества находят весьма широкие параллели у множества народов древности — от греков до скифов5. Однако, по нашему мнению, на основе этого нельзя делать вывод о том, что они были заимствованы. Судя по всему, подобное сходство могло быть обусловлено лишь сходным уровнем развития раннеримского и прочих архаических обществ, в первую очередь, индоевропейских.

Во-вторых, уже при первых царях Рим вступил в тесный контакт со своими непосредственными соседями — италиками, этрусками и латинами, изначально не входившими в состав римской городской общины. Одним из самых значительных с.44 результатов этого взаимодействия стало пополнение римского пантеона за счет божеств италийских, латинских и этрусских городов. В частности, по предположению У. Фоулера6, культ Юпитера, постепенно вышедший на первое место в сакральной сфере Рима, был заимствован из Альба Лонги, издавна связанной с городом Ромула и покоренной Туллом Гостилием с использованием формулы deditio. Согласно этой формуле, побежденные передавали римскому царю «все божеское и человеческое», в том числе своих богов и их святилища7. По всей видимости, первоначально, еще до покорения альбанцев, функции жреца Юпитера исполнял сам рекс, а затем, в результате так называемой «реформы Нумы» эта священная обязанность перешла к специальному фламину Юпитера — flamen Dialis (Liv. I. 20. 1–2; Dion. Hal. II. 63; Cic. De rep. II. 26; Plut. Numa. 7).

Судя по всему, контакты с италийскими народами привели также к заимствованию у них фециального права: согласно римской традиции, Анк Марций заимствовал его у эквиколов (Liv. I. 32. 5). С этим же процессом было непосредственно связано и учреждение коллегии фециалов, ведавших сакральной стороной международных отношений. Еще более важные последствия для римской сакральной сферы имело взаимодействие с этрусками — народом, несомненно, более цивилизованным, чем первые римляне, в том числе и в области культовой практики. Именно у этрусков, по всей видимости, была заимствована система специализированных жреческих коллегий и приемов гадания, а также строгая регламентация культа8. Как известно, заимствованные приемы угадывания воли богов (divinatio) делились на две основные группы — по небесным знамениям (в том числе и по полету птиц) и по внутренностям жертвенных животных. Первая из этих гадательных систем стала достоянием представителей одного из древнейших жреческих институтов — авгуров, изначально совершавших ритуалы, связанные с плодородием (augurium)9, а при Нуме организованных в специальную коллегию (Cic. De rep. II. 26; Liv. IV. 4. 2). Второй же способ гадания вплоть до своего запрета в IV в. н. э. находился в руках гаруспиков, всегда происходивших из Этрурии, специально приглашавшихся в Рим для совершения особо важных гаданий (Liv. V. 15. 1; XXVII. 37. 6; Gell. IV. 5; Cic. Har. 25; Cat. III. 19; Div. II. 11; Tac. Hist. IV. 53) и организованных в особую коллегию лишь в конце Республики10 или даже в начале Империи.

Все божества, вошедшие в римский пантеон на рассмотренном этапе, получили у римлян название dii indigentes. Жрецы же, обслуживавшие их культы (фламины, весталки) находились в подчинении сначала у царя, а затем у коллегии понтификов. Так, например, в функции верховного понтифика (pontifex maximus) входило наказание весталок в случае нарушения ими своей сакральной чистоты (Liv. XXVIII. 11. 6; Dion. Hal. II. 67; Val. Max. I. 1. 6), участие в посвящении фламинов (Cic. Phil. II. 43; Brut. 1; Suet. Cal. 12; Val. Max. VI. 9. 3), а также их назначение (Liv. XXVII. 8. 4–10). Вообще же понтифики выступали в качестве основных с.45 блюстителей pax deorum и демонстрировали значительное сходство с этрусскими жрецами: в круг обязанностей рассматриваемой коллегии точно так же входило не только общее руководство религиозными действиями всех уровней (Liv. I. 20. 6; Dion. Hal. II. 73; Plut. Numa. 9), но и сохранение определенной суммы положительных знаний, включая зачатки права и историографии11. Любопытно также, что культы «индигетов», а также упомянутые системы предсказания (включая и чисто этрусскую гаруспицину) вплоть до распространения христианства рассматривались римскими авторами как основы «нравов предков», исконных начал римской жизни, противостоящих «чужеземным суевериям» (Liv. XXXI. 16. 7; Cic. De rep. II. 16; De leg. VIII. 20; De nat. deor. II. 7–10; Div. I. 3).

Второй этап рассматриваемого нами процесса можно условно начать с приобретения последним римским царем Тарквинием Гордым Сивиллиных книг из храма Аполлона в Кумах (Dion. Hal. IV. 62. 5). Здесь вновь проявилась открытость римской сакральной сферы для религиозной практики других народов, на этот раз — греков. Начиная с конца VI в. до н. э. греческие оракулы постепенно приобретали все больший авторитет у римского народа. Так, количество обращений к libri fatales, упомянутых в источниках, не уступает упоминаниям консультаций с понтификами, авгурами или гаруспиками (обращение во время землетрясения 461 г. до н. э. — Liv. III. 10. 6, чумы 433 г. до н. э. — Liv. IV. 25. 2, военного разгрома 217 г. до н. э. — Liv. XXII. 1. 17–19 и т.д.). Созданная же для толкования Сивиллиных книг специальная коллегия жрецов по священным делам одновременно усиливала свое религиозное и социально-политическое значение.

Известно, что первоначально данная сакральная организация включала всего двух жрецов (duumviri sacris faciundis), занималась лишь толкованием оракулов и была подчинена царю (Dion. Hal. IV. 62). Однако в эпоху Республики она была дважды (в 367 и 81 гг. до н. э.) расширена (до 10 и 15 человек соответственно), приобрела достаточную самостоятельность и значительно увеличила свои функции: из простых предсказателей жрецы по священным делам превратились в подлинных проводников иноземных культов для римского общества. Так, именно их стараниями учреждались пиры, игры, службы в честь Аполлона, Геркулеса, Дианы, Меркурия, Нептуна и т.д., а также сооружались их храмы и изваяния (Liv. V. 13. 6; XXV. 12. 12; XXXVIII. 35. 4 и т. д.). Таким образом в римский пантеон постепенно было включено значительное количество греческих божеств — уже не по формуле evocatio или deditio, а по предписанию Сивиллиных книг. Подобным же образом в Риме появились культы этрусской Юноны Царицы (Liv. XXVII. 37. 11; XXXI. 12. 9) и малоазийской Великой Матери (Liv. XXIX. 11. 14).

Кроме того, согласно консультациям с «сакральной коллегией» в религиозную практику Рима были внедрены и новые формы поклонения богам — supplicatio (торжественная процессия в греческих одеяниях) и lectisternia (пиры в честь богов), очень быстро ставшие весьма популярными. Часто данные церемонии возглавлялись самими жрецами по священным делам (Liv. V. 13. 5; XXV. 12. 13; XXVII. 37. 13).

Таким образом сложилась вторая важная группа римских богов — dii novensides («новоседы»), находившаяся в ведении специальной «сакральной с.46 коллегии», а не традиционных понтификов, однако при этом игравшая весьма значительную роль в религиозной жизни Рима. Кроме того, с 217 г. до н. э. лектистернии стали проводиться и для римских богов, которые постепенно стали отождествляться и ассимилироваться с греческими12, что еще более усилило авторитет жрецов по священным делам.

В то же время, начиная с рубежа III–II вв. до н. э. стало ясно, что римская религиозная сфера (по крайней мере, на официальном уровне) все же не настолько открыта для чужеземных влияний. Хлынувшие в Город оргиастические и мистические культы и сопутствующие им жречества типа галлов-евнухов, служивших Великой Матери, встретили достаточно ожесточенное сопротивление со стороны жречеств, ставших уже традиционными и вполне соответствовавшими римскому практицизму (в их число мы включаем не только понтификов, но и этрусских гаруспиков и жрецов по священным делам). Данное сопротивление проявилось, в частности, в запрете римским гражданам становиться жрецами Великой Матери (203 г. до н. э.), в деле о вакханалиях 186 г. до н. э. и вообще в появлении распоряжения об обязательной «регистрации» для всех религий. На некоторое время ориентализация римской религии, таким образом, была приостановлена, однако в эпоху Империи она развернулась с новой силой. Но это тема для отдельного исследования.

Проведенный же обзор показывает, что процесс превращения «чужих» культов и жрецов в «своих» на разных этапах истории Рима протекал в различных формах. Изначально это было принятие итало-этрусских божеств и культовой практики в результате тесных контактов, включавших, помимо всего прочего, обряды evocatio и deditio. Позднее же на первый план вышло заимствование греческих культов, проводившееся, прежде всего, коллегией толкователей Сивиллиных книг. Несмотря на разницу в чертах заимствовавшихся божеств и обрядов, и итало-этрусские, и греческие божества постепенно составили единый синкретический пантеон, а служившие им жреческие коллегии стали функционировать в рамках официальной религиозной системы. Именно данная система к эпохе развитой Республики стала рассматриваться как основа «mos maiorum», противостоящая уже более чужеродным для Рима восточным культам.

Таким образом, даже в религиозной сфере Древнего Рима практически с самого начала ее функционирования очень ярко проявилась одна из самых существенных черт культуры этого государства — «усвоение духовного и практического опыта других народов»13. Через определенное время заимствованные элементы начинали рассматриваться даже как «исконные» и послужили краеугольным камнем в фундаменте римской цивилизации.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кнабе Г. С. Историческое пространство Древнего Рима // Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 267.

2 Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987. С. 59.

3 Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977. С. 89–109; Сморчков А. М. О характере культа жреческой коллегии салиев // Античность и средневековье Европы. Пермь, 1996. С. 47; Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 138; Штаерман Е. М. Указ. соч. С. 55–57, 70; Штернберг Л. Я. Первобытная религия. Л., 1936. С. 365–375 и т. д.

4 Bailey C. The religion of Ancient Rome. London, 1921. P. 78; Idem. Phases in the religion of Ancient Rome. Berkeley, 1932. P. 158.

5 Штаерман Е. М. Указ. соч. С. 75.

6 Fowler W. The religious experience of the Roman people. London, 1911. P. 237.

7 Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима и Италии. Воронеж, 1964. С. 99 сл.

8 Немировский А. И., Харсекин А. И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж, 1969. С. 136.

9 Немировский А. И. Указ. соч. С. 138.

10 Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 227.

11 Моммзен Т. История Рима. СПб., 1997. Т. 1. С. 149.

12 Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб., 2000. С. 94 сл.

13 Кнабе Г. С. Указ. соч. С. 265.


© Кафедра истории древнего мира СГУ, 2002

Hosted by uCoz