| |
Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений | |
Грацианская Л. И. Варвар этнический и варвар этический (проблемы источниковедения) Античный мир и археология. Вып. 11. Саратов, 2002. С. 3–4 с.3 1. Проблема «варварства» применительно к античному миру получила в последние десятилетия широкое и многообразное освещение в научной литературе. Подвергнуты анализу самые разные аспекты проблемы: от времени и исторического контекста появления противостояния «грек — варвар» («римлянин — варвар»), до выявления «положительной» и «отрицательной» идеализации варваров в греко-римском мире и прежде всего в литературе и определения ее авторства. Правомерным и необходимым представляется также как с философских, так и с социопсихологических позиций включение ряда вопросов, связанных с «варварством», в контекст исследований в рамках широкой проблемы «свой — чужой». Этот аспект исследован, на наш взгляд, недостаточно. 2. Вместе с тем в последнее время достаточно сделано в этой связи и в плане конкретной истории: активно исследуются многочисленные греко- и римско-варварские контакты в пределах всей античной ойкумены. Особенно отрадно отметить столь же пристальный интерес к проблеме в пределах исследования истории и археологии Северного Причерноморья. 3. Признавая всю важность для исторического исследования археологических источников, отметим все же, что отправной точкой в исследовании нашей проблемы в подавляющем большинстве случаев являются источники письменные, в особенности литературные. И тут в рамках разнообразных проблем использования литературного памятника или исторического источника возникает вопрос достоверности литературных описаний варваров. На фоне множества существующих конкретных исследований «варварства» вообще, греко- и римско-варварских контактов и аккультурации на перифериях античного мира, возникновения и бытования полярных идеализаций варваров, на наш взгляд, недостаточно работ, прослеживающих конкретные возможности использования разновременных и разножанровых описаний варваров как исторического источника, определяющих критерии этой возможности, тем более, что за последние десятилетия появилось много исследований, посвященных «варварам» у отдельных авторов. 4. Занимаясь исследованием текста «Географии» Страбона, одного из наиболее часто используемых в качестве исторического источника авторов, мы естественным образом столкнулись и с кругом проблем, связанных с «варварством». На основании текстологического анализа всего текста «Географии», с.4 результаты которого изложены в ряде работ, а также на основании определения жанра, композиции, принципов изложения материала и цели создания «Географии», мы пришли к выводу, что варвар этический в сознании ученого литератора повсеместно доминирует над варваром этническим, особенно это касается специальных этнографических описаний, очень часто используемых в качестве исторического источника. 5. Исторически более достоверными скорее оказываются не целые этнографические описания, подчиненные определенной системе изложения и включенные в определенный этнографический стереотип, а отдельные этнографические замечания a propys, материал, поданный ассоциативным методом, сведения, выпадающие из этнографического стереотипа, построенного по определенной системе, а также сведения, ломающие системный характер изложения. Представляется, что к близким результатам мы придем при анализе сочинений Диодора, а возможно Полибия и Арриана. © Кафедра истории древнего мира СГУ, 2002 |