| |
Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений | |
Павличенко Н. А. Коллегия астиномов в эллинистическом полисе Античный мир и археология. Вып. 8. Саратов, 1990. С. 52-62 Для просмотра текста на древнегреческом языке необходимо установить шрифт GR Times New Roman с.52 Общеизвестно, что коллегии астиномов и агораномов относились к числу младших полисных магистратур и имели, так сказать, полицейские функции. До сих пор им уделялось мало внимания в историографии. Это было вызвано рядом причин и в первую очередь тем, что эти коллегии, разумеется, необходимые в пределах своего круга деятельности, играли, по сравнению с высшими полисными магистратурами, несравненно меньшую роль в жизни города. Возможно, именно поэтому столь невелико число работ, в которых более или менее подробно рассматривается с.53 астиномная магистратура. Из западных работ можно отметить лишь два исследования1. Значительно больше внимания было уделено астиномной магистратуре в отечественной историографии. Уже первые издатели астиномных керамических клейм синопского и херсонесского происхождения высказали ряд интересных соображений о сущности астиномной магистратуры2. Своеобразный итог в изучении вопроса был подведен в 20–30 гг. Е. М. Придиком и Б. Н. Граковым. Основываясь на том, что из эпиграфических источников известны астиномы, заботящиеся о списках проксенов и о городской собственности, Е. М. Придик предположил, что в некоторых морских городах астиномы представляли собой нечто более значительное, чем в Афинах, являясь там кем-то вроде бургомистра и управителем государственного имущества3. Однако столь расширительное толкование не нашло поддержки в появившихся в тот же период работах Б. Н. Гракова, по мнению которого обязанности астиномов — надзор за соблюдением порядка в городе — были примерно одинаковы во всех полисах, а в отдельных случаях им поручались «специальные функции вроде надзора за гончарным промыслом и глинищами»4. Эти представления стали каноническими в советской историографии5. Так, в специальной статье о херсонесских астиномах В. В. Борисова исходит из предположения с.54 Б. Н. Гракова, что астиномы следили не только за производством, но, вероятно, и за экспортом керамической тары. Однако то, что Граков только предполагал, Борисова считает бесспорным. В качестве доказательства привлекается надпись, регламентирующая экспорт сурика с Кеоса в Афины (CIA. № 546). Сравнительно недавно появилась статья о херсонесских клеймах Б. Ю. Михлина. Он определяет характер должности астинома как «исполнительно-распорядительный» и присоединяется к мнению В. В. Борисовой, считая астиномию «одной из младших магистратур, служившей переходной ступенью к более высоким должностям»6. Новым в этой работе, пожалуй, является то, что Михлин, опираясь на текст Платона, отмечает параллельность функций астиномов и агораномов. В целом, делая общий вывод о незначительности астиномной магистратуры, все исследователи отмечали, что характер должности астинома в деталях остается неясным. Итак, практически с момента атрибуции херсонесских и синопских клейм предпринимались попытки уяснить сущность и механизм астиномного контроля за производством керамической тары. Однако по большей части эти попытки оказывались малоэффективными — возможно потому, что рассматривались прежде всего керамические клейма, а литературные и эпиграфические источники, характеризующие астиномную магистратуру, недооценивались, их привлекали от случая к случаю, выборочно. Полностью подтвердилось замечание Б. Н. Гракова, сделанное полвека тому назад: «...было бы бесполезно искать объяснения рассматриваемому факту упоминания магистратур в клеймах в самих клеймах, из этого ничего, кроме бесполезного гадания, не может выйти»7. Разобраться в этом вопросе возможно лишь при условии привлечения всех источников, упоминающих астиномную магистратуру. Они немногочисленны. Однако их анализ, как нам представляется, позволит не только получить более ясное представление о сфере деятельности этой магистратуры, но и высказать ряд предположений о причинах появления и сущности астиномного клеймения керамической тары и черепицы. Из литературных источников нужно, прежде всего, отметить относительно подробные, хотя чаще всего попутные характеристики у авторов позднеклассического с.55 и эллинистического периода — Аристотеля, Платона, Демосфена, живших в то время, когда осуществлялось астиномное клеймение. Кое-какие сведения об этой магистратуре можно найти в произведениях позднейшей эпохи — у Страбона и Плутарха. Что касается эпиграфических памятников, упоминающих астиномов, то лишь небольшая их часть (5 из 25) датируется эпохой поздней классики и эллинизма, остальные поздние. Любопытно, что все надписи, за исключением пергамского царского закона об астиномах — ионийского происхождения. О пергамском законе, являющемся одним из основных источников наших сведений о деятельности астиномов, нужно сказать особо. Собственно, та надпись, что дошла до нас, — это римская копия эпохи Адриана, в то время как сам закон об астиномах был принят гораздо раньше, вероятно, еще при Эвмене II (1 пол. II в. до н. э.). Как показывает материал источников, функции астиномии были разнообразны, при этом круг ее деятельности распадается на несколько специальных отделов (см. Arist. Pol. 1320b): I. Городское коммунальное хозяйство. 1. Водоснабжение и канализация. Для Греции с ее жарким климатом, когда лето длится с апреля по октябрь, вопрос городского водоснабжения и примыкающий к нему вопрос о соблюдении норм городской санитарии имели первостепенное значение. В древнегреческих городах существовали многочисленные, зачастую монументальные сооружения — водопроводы, колодцы, фонтаны, разнообразные водостоки и т. д. За их сохранностью и поддержанием чистоты следили астиномы8. Любопытно, что по пергамскому закону, в котором детально описаны все функции астиномов по водоснабжению города9, астиномы должны были заботиться о состоянии источников как в городской черте, так и в предместьях (περὶ τῶν ἐν τῃ πολῃ καὶ τοῖς προαστίοις κρηνῶν ἐπιμέλεια — «надзор за городскими и пригородными источниками»)10. с.56 В Афинах, однако, в обязанности астиномов надзор за источниками не входил. Судя по сообщениям Аристотеля, этим занимались специальные магистраты κρηνῶν ἐπιμελεταί11. 2. Надзор за постройками. Астиномы заботились также о состоянии общественных и частных зданий — сюда входил надзор за городскими стенами и непосредственно за постройками12. 3. Дороги и улицы. Как сообщают источники, астиномы были обязаны следить за состоянием дорог и улиц в городе13 и в прилегающей к городу местности14. II. Meretrices. Кроме хозяйственных функций в городском коммунальном хозяйстве у астиномов была еще одна обязанность — они служили как бы полицией нравов. Рассказывая об обязанностях афинских астиномов, Аристотель в первую очередь называет надзор за разного рода meretrices15. III. Гавани. По словам Аристотеля, в обязанности астиномов входил также надзор за гаванью, суть которого изложена в упоминавшемся выше законе об условиях экспорта сурика с.57 из г. Корезии (о-в Кеос) в Афины, датирующемся 350 г. до н. э.: «Разрешается вывозить сурик на том судне, какое будет указано, ни на каком другом. Плату за провоз по одному оболу с каждого таланта владельцам судна должны уплачивать добывающие сурик, если кто будет вывозить сурик на другом судне, тот ответит за это по закону... О нарушении (закона) доносить астиномам, последние сообщат свое решение в суд в течение 30 дней» (CIA. № 546). Таким образом, вряд ли правомерно считать, что астиномы контролировали экспорт в современном смысле этого слова16. Они только следили за соблюдением порядка, в данном случае — в гавани, что выражалось в надзоре за выполнением принятых советом и народным собранием законов. Закон об экспорте сурика принимается советом и народным собранием, а не коллегией астиномов. Функции астиномов, когда они выполняли обязанности лименофилаков, были чисто техническими: наказать виновных за неподчинение закону, лично проверить, нет ли на корабле «неположенного» груза17. IV. Нотариат. В некоторых полисах в обязанности астиномов входит и регистрация частных документов — например, долговых обязательств, актов о продаже недвижимой собственности и т. д. Известен теносский каталог III в. до н. э., в котором по месяцам перечислены акты о продаже собственности. Этот каталог озаглавлен следующим образом: «В соответствии со следующими договорами вступили в силу сделки о продаже земельных участков и строений при архонте Амейноле в присутствии астиномов Сосимы... (следы еще двух имен)». Обращает на себя внимание тот факт, что продаваемые участки расположены на территории не только города, но и по всему острову18. V. Ремесленное производство. Для исследователя, занимающегося керамической эпиграфикой, особый интерес представляют данные об астиномном контроле за деятельностью ремесленных мастерских. Рассмотрим подробнее круг источников по этому вопросу. Наиболее полные сведения мы находим у Страбона, в той с.58 книге «Географии», где он, рассказывая об Индии, цитирует «Индика» Мегасфена. Упоминая астиномов вместе с другими государственными магистратами Индии — «из чиновников одни агораномы19, другие астиномы, третьи — военные», Мегасфен сообщает следующее о них: «Астиномы разделяются на шесть групп по пять человек. Первые смотрят за ремесленниками. Вторые принимают иностранцев и строят гостиницы... Третьи собирают справки о рождениях и смерти... Четвертые заведуют мелочной торговлей и товарообменом. Они наблюдают за мерой и плодами сезонного урожая, чтобы последние продавались клейменою мерою (ἀπὸ συσσήμου). Один и тот же человек не может продавать больше одного вида предметов без уплаты двойного налога. Пятые приставлены наблюдать за изделиями ремесленников, чтобы эти изделия продавались клейменые и новые отдельно от старых. Тому, кто смешивает новые изделия со старыми, полагается штраф... Шестые... собирают десятину с продаваемых товаров... Эти обязанности поручены каждой группе астиномов в отдельности, а все вместе они наблюдают за частными и государственными делами, за ремонтом стен, рынками, гаванями и святилищами» (Strab. Geogr. XV. 1. 51). Анализ обязанностей астиномов у Мегасфена свидетельствует, что он объединил под названием «астиномы» функции нескольких греческих магистратур — агораномов и астиномов. Причем, и названия этих магистратур явно заимствованы им из Греции. Обязанность следить за мелочной и меновой торговлей и за тем, чтобы все продукты продавались клейменою мерою, а также сбор десятины с продаваемых товаров, очевидно, должны принадлежать агораномам, а к функциям астиномов относится надзор за ремесленниками (ср.: Plato. Leg. 848e — «за мастерами, живущими в городе, будут следить астиномы»). Они же контролировали, чтобы на продажу выставлялись с.59 только клейменые изделия. Смысл такого клеймения понятен: клеймились только те изделия, которые соответствовали установленным образцам. Еще одно указание на то, что астиномы могли контролировать керамическое производство, мы находим в «Моралиях» Плутарха, где говорится следующее: «Эпаминонда хвалят за то, что когда из-за ненависти и желания оскорбить фиванцы избрали его телеархом, он не пренебрег, но, сказав, что не только место украшает человека, но и человек место, превратил телеархию в важную и почетную службу, а ведь прежде она была не чем иным, как наблюдением за очисткой от мусора тесных улочек и за отводом воды. Я и сам, конечно, вызываю смех у иностранцев, видящих меня занятым нередко на улицах подобными делами... Я, когда меня порицают за то, что я присутствую при измерении керамических изделий или подвоза строительного мусора и камней (εἰ κεράμῳ παρέστηκα διαμετρουμένῳ καὶ φυράμασι καὶ λίθοις παρακομιζομένοις) отвечаю: я делаю это не для себя, а для своей родины» (Plut. Mor. 811c). Мы знаем, что в Херсонесе Плутарх исполнял целый ряд государственных должностей, однажды он был избран даже архонтом. Но, как явствует из приведенного фрагмента, он занимал и более низкие должности. Одной из них была должность телеарха. Судя по перечисленным обязанностям, она аналогична астиномии20. Тем более интересно, что среди обычных астиномных функций упомянут и контроль за тем, соответствует ли черепица установленным образцам. Кроме нарративных источников, существует еще один любопытный памятник, возможно имеющий отношение к рассматриваемой стороне деятельности астиномов — это афинская σήκομα, опубликованная А. Вильгельмом в 1909 году21. К сожалению, издатель привел фотографию только лицевой стороны секомы, не дав ее чертеж, что затрудняет определение деталей ее конструкции. Автор дает следующее описание: «...длина 0.98 м, ширина 0.515, высота 0.40 м, внутри: длина 0.65 м, ширина 0.37 м, высота 0.25; в свое время, с.60 как показывает желоб по верху правой и левой сторон, в нем была затычка; в передней стенке (секомы) находятся три отверстия диаметром 0.035 м, расширяющиеся в середине стенки — на расстоянии 0.10 м от края — в виде воронки до диаметра 0.08 м ... с правой стороны над дном «ящика» находилось отверстие, которое выходило наружу, переходя в желобок овальной формы, куда, вероятно, вставлялся специальный кусок мрамора. По-видимому, это отверстие служило для направления жидкости, которая выливалась через маленькие отверстия...». Судя по этому описанию, данная секома предназначалась для измерения жидкостей. Под отверстиями в передней стенке есть обозначения A, B и <, что, вероятно, следует понимать как 2, 1 и 1/2. Между ними находится надпись. В сохранившейся ее части содержатся одно имя и слова ἀστυνομήσαντες ἀνέθηκαν («находясь в должности астинома посвятили»). По особенностям шрифта Вильгельм датирует надпись II–I вв. до н. э. Вероятно, эта секома была установлена после того, как был принят афинский декрет конца II в. до н. э. о мерах и весах22, по которому следовало установить на акрополе σηκόματα со следующими единицами веса и емкости: 10, 5, 2, 1 и 1/2 мины, хус, хойник. Афинская секома интересна для нас тем, что она установлена не агораномом или попечителем гавани, как большинство известных устройств этого рода, а астиномами. Находка секомы может свидетельствовать о том, что эти магистраты выполняли определенные функции по контролю за емкостью сосудов. Тем самым мы получаем новое свидетельство в пользу того, что магистраты, в чью юрисдикцию входило керамическое производство, контролировали не глинища и не качество самого сосуда, а его стандартность. Клеймо магистрата является, таким образом, гарантом стандарта. Источники подтверждают чрезвычайное разнообразие обязанностей астиномов. При этом можно выделить одну общую для всех них черту — обязанности этих магистратов всегда связаны с поддержанием порядка. Это, в свою очередь, делает понятным и само разнообразие их функций и объясняет различия в функциях астиномов в различных полисах. Функции астиномов часто перекрещивались с функциями агораномов. Аристотель называет астиномию «непосредственно следующей за только что упомянутой магистратурой с.61 (агораномией) и стоящей с ней в ближайшем отношении» (Arist. Pol. 1312b. 17). Выше уже упоминался афинский декрет 320/19 г. до н. э., по которому обязанности астиномов передаются пирейским агораномам. Когда астиномия была упразднена и когда вновь восстановлена, неизвестно, во всяком случае, астиномы упоминаются в декрете о храме Афродиты Пандемос 284 г. до н. э. Судя по керамическим клеймам Синопы и Херсонеса, функции астиномов по контролю за керамическим производством также иногда передавались агораномам23. Высказывалось даже предположение, что астиномы так редко упоминаются в источниках именно потому, что в сравнительно небольших городах их заменяли агораномы24. Но с этим утверждением трудно согласиться. Дело в том, что о сфере деятельности астиномов мы можем судить с большой долей уверенности. Так что в многочисленных агораномных надписях мы смогли бы выделить те обязанности, которые должны были принадлежать агораномам. Есть только одна надпись, в которой агораномы исполняют обязанности астиномов — это уже упоминавшийся афинский декрет 320/19 г. Очевидно, агораномы исполняли обязанности астиномов лишь от случая к случаю, в экстраординарных ситуациях. Об этом говорит и материал керамических клейм. Например, для Херсонеса нам известно 3 агоранома и более 100 астиномов25. В общем контексте полисного устройства астиномная магистратура являлась одной из самых низших ступенек административного аппарата. Демосфен упоминает об астиномной магистратуре в следующем контексте: «Справедливо, мне кажется, должен пострадать тот, кто требует, чтобы агораном или астином, или судья дема, укравший у народа и изобличенный финансовым отчетом, человек бедный, стоящий в стороне от дел, многого не знающий, выбранный на свою должность по жребию, платил десятикратный штраф» (Dem. 24. 112). По-видимому, в Афинах лица, избранные на должность астинома или агоранома, принадлежали к малоимущим слоям населения полиса. Из каких слоев населения выбирали с.62 этих магистратов в других полисах — неясно. Можно предположить, что в крупных городах, таких как Афины, на эту должность избирались преимущественно те граждане полиса, которые по своему социальному положению не могли претендовать на более важные магистратуры. В сравнительно небольших городах астиномия являлась, напротив, переходной ступенью к более высоким должностям. Например, из херсонесских клейм известны три влиятельных семейства, представители которых на протяжении нескольких поколений занимали должность астинома26. Членом одной из этих семей был Гимн, сын Скифа, также исполнявший обязанности астинома, в дальнейшем ставший дельфийским проксеном (195/4 г. до н. э.). Но и в том, и в другом случае коллегия астиномов была одной из низших магистратур, чем, видимо, и объясняется малое количество надписей, упоминающих астиномов. Численность коллегии астиномов известна нам только для Афин — 10 астиномов: 5 в городе и 5 в Пирее (Arist. Ath. Pol. 50) — число членов коллегии кратно количеству фил (ср.: Xen. Pol. II. 4.). Срок службы в Афинах составлял год. В других полисах астиномы, очевидно, также являлись погодными магистратами27. Можно ли считать их эпонимами? Б. Н. Граков в свое время пришел к выводу, что и астиномы, и другие городские магистраты, упоминаемые в клеймах, были эпонимами только по отношению к сфере своей профессиональной деятельности28. То есть речь может идти только о так называемых «ложных эпонимах». Можно ли считать клейма таких «ложных эпонимов» датой? Представляется более вероятным, что клеймо магистрата, контролировавшего керамическое производство, служило знаком, гарантирующим со стороны государства стандартность емкости амфор и размеров черепицы, а имя и титулатура магистрата находились в клейме как свидетельство государственного характера этого знака29. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Нужно отметить две работы: Haederli P. Die hellenische Agoranomen und Astynomen // JKPh. 1886. XV. Supplementband; Stanley P. Ancient Greek Market Regulations and Controls. Berkeley, 1976. 2 См. статью Каца В. И. и Тункиной И. В. «Зарождение керамической эпиграфики в России» в данном сборнике, а также: Беккер П. О надписях на ручках греческих амфор и кусках древней черепицы // ЗООИД. Т. 5. Одесса, 1863. С. 67–68; его же. Новая коллекция надписей на ручках древних сосудов, найденных в южной России // ЗООИД. Т. 7. Одесса, 1868. С. 65–66. 3 Pridik E. M. Astynomennamen auf Amforen und Ziegelnstempeln aus Südrussland. B., 1928. S. 2; его же. Керамические клейма из раскопок Тиритаки и Мирмекия // МИА. 1941. № 4. С. 173. 4 Граков Б. Н. Древнегреческие керамические клейма с именами астиномов. М., 1928. С. 43–44; его же. Клейменая керамическая тара эпохи эллинизма как источник для истории производства и торговли. Архив ИА АН СССР. Р-2 № 538. С. 144–145. 5 Борисова В. В. К вопросу об астиномах Херсонеса // ВДИ. 1955. № 1. С. 142, 147–148; ср.: Нейхардт А. А. Херсонесские клейма как источник для изучения торговых связей Херсонеса и Боспора в эллинистическую эпоху // Проблемы социально-экономической истории древнего мира. М.; Л., 1963. С. 310, 313; ср.: Брашинский И. Б. Успехи керамической эпиграфики // СА. 1961. № 2. С. 306. 6 Михлин Б. Ю. К изучению херсонесских керамических клейм // ВДИ. 1979. № 1. С. 139–140. 7 Граков Б. Н. Клейменая керамическая тара... С. 145. 8 Klaffenbach G. Die Astynomenschrift von Pergamon. B., 1954. S. 6. Z. 172 f.; Plato. Leg. 763d, 845e. 9 Ср.: Cohn-Haft G. The public Physicians of Ancient Greece. 1956. P. 822–823. 10 Klaffenbach G. Op. cit. S. 6. Z. 172. В Пергаме, наряду с обычными сооружениями, из которых получали воду — фонтанами, источниками, цистернами (в астиномном законе есть специальная статья «о цистернах» — С. 203–232), существовала сложная водонапорная система. Благодаря этой системе вода подавалась в город из источников, расположенных далеко за его пределами (общая протяженность труб, по которым поступала вода, — 20 км). См.: Hansen E. The Attalids of Pergamon. N.-Y., 1977. P. 180, 230–31; Gräbber Fr. Die Wasserleitung von Pergamon // Abh. Acad. Wiss. B., 1888. S. 1–31; Forbes R. Studies in Ancient Technology. 1955. Vol. I. P. 160. 11 Аристотель, перечислив обязанности астиномов в целом, добавляет: «В большинстве греческих городов такого рода магистратуру называют астиномией: круг ее деятельности распадается на несколько специальных отделов, для каждого из которых в более населенных государствах назначаются специальные магистраты, как, например, надзиратели за городскими стенами, попечители источников (κρηνῶν ἐπιμελεταί), охранители гаваней» (Arist. Pol. 1321b). Об этой должности см.: Arist. Ath. Pol. 43; SIG3. № 281; ср.: Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983. С. 102. Прим. 99. 12 Arist. Pol. VI. 5. 2; cp.: Plato. Leg. 763d; Klaffenbach G. Op. cit. S. 6. Z. 105–170. 13 См.: Arist. Ath. Pol. 50; Pol. 5. 2. В афинском декрете 320/19 г. (SIG3. № 313) указывается, что агораномы, которым передали обязанности астиномов, должны позаботиться о ширине дорог, по которым пройдет процессия к храмам Зевса Сотера и Диониса, и чтобы на агоре и на улицах все было починено и не валялось ни мусора, ни нечистот. Текст этого афинского декрета полностью согласуется с тем, что нам известно и об обязанностях астиномов по отношению к дорогам из нарративных источников. Аналогичные сведения можно почерпнуть из «Дигест» — Dig. XLIII. X. 14 Klaffenbach G. Op. cit. S. 4–5. Z. 4–90; Plato. Leg. 763ed. 15 Arist. Ath. Pol. 50; cp.: SIG3. № 375. 16 Ср.: Борисова В. В. Указ. соч. С. 143–148; Нейхардт А. А. Указ. соч. С. 313. 17 Ср.: Aen. Tact. 29. 11, где говорится об обязанностях λιμένων φύλακες. 18 Ср., напр.: SIG3. № 169; Is. Or. I. 14. 19 Хотя в рукописи «Географии» стоит ἀγορανόμοι, очевидно, читать следует ἀγρόνομοι. Здесь имела место ошибка переписчика. Действительно, обязанности агораномов Мегасфена могут принадлежать только каким-нибудь сельским магистратам. Мегасфен рассматривает индийские реалии сквозь призму привычных ему представлений о государственных институтах Греции, подражая в своем описании сочинениям об устройстве государства Платона и Аристотеля. Он выделяет три группы чиновников — магистратов, контролировавших сельскую местность, город и, наконец, военных. 20 Ср.: Plutarch’s Moralia. Vol. X. Ed. by N. H. Fowler. Loeb Classical Library. L., 1968. P. 222. Note A. 21 Wilhelm A. Beitrage zur griechischen Inschriftenkunde mit einem Anhange über die öffentliche Aufreichung von Urkunden. Wien, 1909. S. 83. № 68. 22 IG. II2. № 1013, ср.: Meritt B. D. Greek Inscriptions // Hesperia. Vol. VII. 1938. № 1. 23 См.: Кац В. И. Типология и хронологическая классификация херсонесских магистратских клейм // ВДИ. 1985. № 1. С. 109. 24 Jones A. H. M. The Greek city. Oxford, 1967. P. 215. 25 Кац В. И. Указ. соч. С. 108–112; Колесников А. Б. Керамические клейма из раскопок усадеб у Евпаторийского маяка // ВДИ. 1985. № 2. С. 78. 26 Кац В. И. Указ. соч. С. 99. 27 Исходя из этого, количество лет клеймения обычно рассчитывается по числу известных имен магистратов (см.: Debidour M. Reflexions sur les timbres amphoriques Thasiens // BCH. 1979. Suppl. 5. P. 274). 28 Ср.: Граков Б. Н. Клейменая керамическая тара... С. 145. 29 Цехмистренко В. И. Из истории изучения синопских керамических клейм // Учен. зап. Марийского гос. пед. ин-та. Т. 27. Йошкар-Ола, 1965. С. 240–241, 247; его же. О характере керамического клеймения в античную эпоху // КСИА. 1971. Вып. 128. С. 16. © Кафедра истории древнего мира СГУ, 1990 |