Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений


Кащеев В. И.

Договор Филиппа V и Антиоха III в интерпретации античных и современных авторов

Античный мир и археология. Вып. 8. Саратов, 1990. С. 44-52


Для просмотра текста на древнегреческом языке необходимо установить шрифт GR Times New Roman

с.44 Предполагаемый договор Филиппа V и Антиоха III исследователи обычно тесно связывают с причинами II Македонской войны, поэтому решение вопроса о его существовании важно для выяснения как причин, так и характера этой войны. О важности проблемы свидетельствует и то, что некоторые антиковеды (М. Олло, Г. Скаллард и др.) кладут факт существования договора в основу концепции оборонительного «римского империализма».

Договор упоминается в нескольких источниках: Полибий, Ливий, Трог/Юстин, Аппиан, Порфирий, Иоанн Антиохийский1. Весьма полным является собрание отрывков о договоре в работе Х. Шмитта2. Именно этот источниковый материал используется в нашем исследовании. Свидетельства о договоре Филиппа и Антиоха разнохарактерны, а порой и противоречивы, неслучайно поэтому в литературе имеется несколько точек зрения на проблему договора.

Таким образом, представляется интересным на основе анализа некоторых работ зарубежных исследователей, а также имеющегося источникового материала выявить основные точки зрения по вопросу о договоре в античной и современной историографии и определить наиболее верную из них.

Первоначально обратимся к свидетельствам о союзном договоре двух царей, которые содержатся у античных писателей.

В античной традиции существуют две независимые и отличные одна от другой версии сущности и истории договора3. Одну из них наиболее полно представляет Полибий, другую — Аппиан.

В первом отрывке (III. 2. 8) Полибий обещает читателям рассказать о том, как после смерти царя Птолемея Антиох и Филипп согласились ἐπὶ διαιρέσει τῆς τοῦ καταλελειμμένου παιδὸς ἀρχῆς ἤρξαντο κακοπραγμονεῖν, где подразумевается с.45 юный Птолемей V Эпифан, и как после заключения договора Филипп и Антиох стали нападать на египетские владения4.

В другом, довольно пространном отрывке (XV. 20. 1–8) Полибий нравственно оценивает поступок двух царей. Он считает договор Филиппа и Антиоха безнравственным (XV. 20. 4), рассматривает цель договора как объединение их для раздела египетских владений (XV. 20. 2; 6). Кроме того, Полибий считал, что цари не сдержали обещаний, данных друг другу (20. 6). Здесь не дается каких-либо подробностей о содержании договора, кроме неопределенных общих условий. Этот фрагмент не прибавляет никакой новой информации.

Третий пассаж Полибия (XVI. 1. 8–9), в котором описываются события лета 200 г. до н. э., содержит информацию о том, что Филипп потребовал от Зевксида — стратега сирийского царя в Малой Азии, — чтобы тот согласно договору снабдил его хлебом и прочим помог. Хотя Зевксид и делал вид, что поступает согласно договору, но на самом деле не желал содержать Филиппа (XVI. 1. 9). Из самого этого отрывка неясно, идет ли здесь речь о договоре Филиппа и Антиоха или о договоре местного значения, заключенном между македонским царем и Зевксидом против Пергама и Родоса5. Последнее не исключено, тем более что в данном месте Полибий употребляет множественное число (κατὰ τὰς συνθήκας), тогда как в пассаже (XV. 20. 4), где действительно говорится о договоре двух царей, это существительное употребляется в единственном числе (εἰς τὴν συνθήκην)6.

Ливий сообщает о том, что Филиппу придавал храбрость foedus ictum cum Antiocho, причем они уже (iam) разделили политическую власть Египта (Aegypti opes), которой оба стали добиваться, услышав о смерти царя Птолемея (XXXI. 14. 5). Эти сведения были почерпнуты Ливием у Полибия7, по всей вероятности. И в самом деле, это сообщение не дает с.46 о договоре Филиппа и Антиоха ничего нового по сравнению с тем, что мы находим у Полибия.

Несколько иную версию договора дают представители другого направления традиции: Помпей Трог, Юстин и Аппиан. В «Периохах» Помпей Трог сообщает только то, что против Птолемея Эпифана Антиох вместе с Филиппом составили заговор (consensit — XXX). Однако в Юстиновой эпитоме сочинения Помпея Трога приводятся некоторые любопытные подробности: александрийские послы сообщили римлянам о том, что Филипп и Антиох уже разделили согласно договору между собой Египетское царство (XXX. 2. 8).

Аппиан сведения о договоре передает как явный слух (λόγος τε ἦν, ὅτι...), он описывает те обязательства, которые дали друг другу Филипп и Антиох, допуская при этом грубую ошибку и упоминая Птолемея IV Филопатора вместо Птолемея V Эпифана (Mac. 4. 1), а затем прямо говорит, что об этом слухе (καὶ τήνδε τὴν δόξαν), который взволновал всех, родосцы сообщили римлянам (4. 2).

Таким образом, не только Помпей Трог/Юстин, но и Аппиан сообщают о том, что римляне узнали о разделе египетских владений двумя царями согласно договору. Правда, у Аппиана этот слух приносят родосцы, а у Юстина это связывается с египетскими послами. Другие, более поздние источники, упоминая договор Филиппа и Антиоха, не добавляют ничего нового к известной информации. Следовательно, уже сам источниковый материал, разнохарактерный и противоречивый, дает возможность для различных трактовок событий, связанных с рассматриваемым договором.

Многие современные историки верят в историчность договора двух царей.

Выдающийся историк Т. Моммзен причиной столкновений Македонии и Сирии, с одной стороны, и Египта — с другой, считает особенности развития эллинистических государств и, прежде всего, характерные черты политики правителей этих держав: честолюбивые устремления (Македония, Сирия) и разумную оценку возможностей (Египет)8. Отсюда «Македония и Азия, несмотря на свое взаимное соперничество, видели в Египте общего врага и поэтому действовали или, по крайней мере, должны были действовать против него общими силами»9. Из этого рассуждения Т. Моммзена логично с.47 вытекает договор двух царей о разделе Египта, находящий подтверждение в источниках.

Французский историк Морис Олло придавал большое значение договору. Он считал, что страх римлян перед Антиохом побудил Сенат к войне с Филиппом в 200 г., а этот страх усилился именно под воздействием сообщения в Риме об антиегипетском договоре двух царей. Поэтому у Олло договор стал решающим моментом, заставившим Сенат принять просьбу греческих государств о помощи в 201 году10. Причем, вступая в войну, «сенат надеялся, что Филиппа можно было бы значительно ущемить, в то время как с Антиохом могли быть сохранены дружественные отношения»11.

Концепции обоих историков (Т. Моммзена и М. Олло) оказали влияние на англо-американское антиковедение в вопросе о договоре двух царей.

Профессор из Кембриджа Фрэнк Уолбанк считает заключение «воровского» договора двух царей важным событием в истории III и II вв. до н. э. Именно этот договор навсегда снял назревшее столкновение между Филиппом и Антиохом и втянул македонского царя в трагическое столкновение с Римом, «вовлек Македонию во вторую, на этот раз решающую, борьбу с римскими легионами». Правда, договор — это скорее не причина, а предлог для вовлечения Македонии в войну с греческими государствами, которые, устав от нападений Филиппа, восприняли договор как антиримскую меру12. Важно отметить, что А. Макдональд и Ф. Уолбанк критически подходят к сообщению Полибия о договоре, считая, что древний историк «неправильно представил македонскую политику в отношении к Египту» и «преувеличил цели договора». Но они ограничились недоверием к Полибию и не исследовали действительные причины его неверного представления13.

Профессор Колумбийского университета Э. Бикерман признает реальность существования договора между Филиппом и Антиохом, но считает, что он является обманом, поскольку кроме договора с Антиохом македонский царь «заключил также секретный договор с Египтом». Именно этим объясняется то странное обстоятельство, что Филипп не совершил с.48 захвата каких-либо египетских владений, хотя у него были на то хорошие возможности14. Такое предположение американского исследователя вряд ли может быть принято, поскольку оно не основывается на каких-либо прочных фактах источника.

Английский историк Дж. Бэльсдон считает, что договор между Филиппом и Антиохом о разделе Египта существовал. С самого начала оба правителя перехитрили друг друга: македонский царь был дипломатически связан с Птолемеем, а селевкидский сатрап Зевксид не выполнил условий договора о помощи. Это был секретный договор, а поэтому его условия не были провозглашены во всеуслышание. Но произошла «утечка» секретной информации, и именно она склонила Аттала и родосцев обратиться к Риму. Аппиан соединил известие о договоре, принесенное в Рим родосцами, с жалобами афинян и этолийцев. И то, и другое, по мнению Бэльсдона, явилось причиной дипломатического демарша римлян на Востоке в 200 году15.

В противоположность М. Олло, критически подходившему к анналистической традиции, английский историк выступает за доверительное отношение к анналистам. Он считает, что в 205–200 гг. до н. э. у римлян были определенные интересы на Востоке. Прежде всего, это amicitia — связи с государствами Восточного Средиземноморья. Риму была небезразлична политика Филиппа V в отношении греческих соседей Македонии16.

Дэвид Мэйджи оказался первым, кто поставил под вопрос существование договора. Метод, которым английский историк пытается доказать его неисторичность, состоит в сопоставлении сведений источников о договоре с реальными действиями Филиппа и Антиоха в 203–200 гг.17, основанными на достоверных данных источников. Исследователь выдвигает ряд убедительных аргументов.

  1. Он считает, что вторжение Антиоха в Южную Сирию (202 г.) естественно, но нет необходимости связывать это вторжение с секретным договором, ибо он вовсе не был нужен для осуществления давнего плана сирийского царя18.
  2. с.49

  3. Еще труднее, по мнению историка, найти связь между деятельностью Филиппа в районе Пропонта и Геллеспонта (202 г.) со смертью Филопатора. И уж никак нельзя связать эти действия македонского правителя с южносирийской кампанией Антиоха. Более того, Д. Мэйджи видит в это время хорошие отношения Филиппа с Египтом, ведь недаром к нему был отправлен египетский посол с предложением обручить его дочь с юным Эпифаном19.
  4. Далее, поведение Зевксида — лидийского сатрапа империи Селевкидов — никоим образом не доказывает действительного существования секретного договора двух царей20.
  5. Об отсутствии договора, как считает Д. Мэйджи, свидетельствует также тот факт, что Филипп после битвы при Ладе воздержался от вторжения в Египет и, таким образом, упустил блестящую возможность разгромить александрийского правителя21.
  6. Во время экспедиции 202–201 гг. македонский царь не захватил никаких владений Египта ни на Фракийском побережье, ни на побережье Карий, ни в Эгейском море, за исключением, возможно, только Сама22.

Историк не отрицает того, что после смерти Птолемея IV и Филипп, и Антиох составили планы о расширении подвластных им территорий (один — в Эгейском море, другой — в Южной Сирии), но оба они не нуждались в совместных действиях, скрепленных тайным договором23. И Д. Мэйджи делает вывод о том, что «в действительности не существовало секретного договора между двумя царями» и что «вера в его существование возникла либо благодаря необоснованному слуху, либо преднамеренному извращению событий с политической целью»24. Причиной войны Рима с Македонией, по мнению исследователя, был страх, а страх этот явился результатом обмана со стороны Пергама и Родоса. Римляне против своей воли, обманным путем были вовлечены в войну.

Д. Мэйджи недостаточно полно использовал сведения из 8 и 9 фрагментов 1-й главы 16-й книги Полибия о договоре Филиппа с Зевксидом и неполно объяснил его25. Это явно слабое место. Однако во всем остальном его аргументация с.50 кажется убедительной, но вывод о том, что договора двух царей в действительности не существовало, вызывает сомнение. Иначе обстоит дело с «обманутым Римом». Во-первых, это утверждение, не являясь фактом, относится к тому этапу исторического исследования, который принято называть историческим объяснением. Во-вторых, еще большее сомнение вызывает то обстоятельство, что данное положение, не имеющее прочного фактического основания, вытекает a priori из известной концепции оборонительного «римского империализма», господствующей в западной историографии. Таким образом, вторая часть вывода Д. Мэйджи вряд ли может быть принята.

Преподаватель Королевского университета в Белфасте Р. М. Эррингтон последним из английских антиковедов предпринял попытку доказать неисторичность договора между Филиппом и Антиохом. Проведя сложный историко-филологический анализ важнейших свидетельств о договоре, он приходит к выводу, что в настоящее время «имеется по крайней мере две независимые и отличные одна от другой версии в античной традиции о сущности и истории договора: версия Полибия и версия Аппиана»26.

Р. Эррингтон считает: поскольку свидетельство о том, что родосцы сообщили в Риме о договоре, имеется только у Аппиана, и поскольку Аппиан в этом месте не следует полибиевой традиции или анналистической традиции, известной Ливию, это свидетельство не может считаться доказательством того, что римский сенат когда-либо знал о договоре. Еще меньше оно доказывает, что сенат принимал договор во внимание, когда обсуждал действия против македонского правителя в 201–200 гг. или в последующее время27.

Таким образом, английский историк считает, что договора двух царей не только не существовало, но и что вообще римский сенат не знал ничего о договоре. Почему же Полибий так твердо верил в существование союзного пакта между Филиппом и Антиохом? По мнению Эррингтона, вера Полибия в договор двух царей основывалась на ошибочном истолковании местного договора между Филиппом и Зевксидом28.

В самом деле, исследование свидетельств самого Полибия показывает, что этот последний договор по времени совпадал с нападениями македонского и сирийского правителей с.51 на некоторые владения Египта, хотя он никоим образом не был связан с этими нападениями и имел местное значение29. Кроме того, сопоставление свидетельств Полибия и Аппиана о договоре двух царей (Polyb. III. 2; XV. 20; XVI. 1 и Appian. Mac. 4), наводит на мысль о том, что Аппиан обрисовал общие сведения о договоре (как это сделал и Полибий), но сам, не обладая никакой дополнительной информацией, «расширил» общие сведения путем произвольного географического раздела сфер интересов двух царей. В этом смысле можно сказать, что версия Аппиана возникла на основе полибиевой30. Заслуживает внимания также утверждение английского историка, что Аппиан приписал родосцам то, что они принесли в Рим известие о договоре31. Признавая некоторую умозрительность отдельных своих утверждений, Р. Эррингтон считает, что его реконструкция имеет несколько прочных положений:

  1. Полибий не считает, что знание римлян о договоре послужило причиной войны;
  2. версия Аппиана в имеющемся виде не содержит ничего, что могло бы быть в потерянных главах «Истории» Полибия;
  3. даже Аппиан не считал, что знания римлян о договоре стали причиной II Македонской войны32.

Выявление трех этих положений Р. Эррингтоном, безусловно, является значительным научным вкладом в разработку проблем, связанных со II Македонской войной.

Р. Эррингтон исследует проблему комплексно: проводит историко-филологический анализ источников, критически использует практически все достижения антиковедов по данному вопросу. Он применяет различные методы: в частности, сравнительно-сопоставительный, метод аналогии, метод выборки источников. Наиболее удачным и продуктивным в исследовании антиковеда оказался метод генетического анализа источника, который по сути дела лежит в основе изучения договора между Филиппом и Антиохом. Таким образом, выявленный факт — неисторичность договора двух царей — Р. Эррингтон вставляет в свою концепцию «расширяющихся римских интересов» — оригинальную научную трактовку внешней политики Рима33.

с.52 Суммируя анализ историографического материала, можно выделить в современном антиковедении четыре точки зрения на проблему договора Филиппа и Антиоха:

  1. договор существовал, и он стал причиной II Македонской войны (Ф. Уолбанк, А. Макдональд, Г. Скаллард, Э. Бикерман, которые в данном случае поддерживают мнение М. Олло);
  2. договор существовал, но он не был причиной войны (Дж. Бэльсдон и многие др.);
  3. договора не было на самом деле, но Пергам и Родос выдумали его, и таким образом договор стал причиной II Македонской войны (Д. Мэйджи);
  4. договор не существовал и он не являлся причиной войны (Р. Эррингтон).

Разнообразие точек зрения по вопросу о договоре объясняется противоречивостью свидетельств источников, но еще больше — различием конкретных исследовательских методов, используемых историками при изучении проблемы.

Анализ источников, а также проверка исследовательской методики и аргументации некоторых современных историков убеждают в том, что при нынешнем состоянии источниковой базы проблема договора Филиппа V и Антиоха III не может быть решена однозначно. Более убедительными представляются трактовки тех авторов, которые, хотя и с оговорками, но все же допускают существование тайного договора двух царей (Х. Шмитт, Э. Вилль, Э. Грюн).


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Polyb. III. 2. 8; XV. 20; XVI. 1. 8–9; Liv. XXXI. 14. 5; Just. XXX. 2. 8; Appian. Mac. 4; Porphr. FGrHist. № 260. Frg. 45; Joannes Antiochenus. Frg. 54; SVA. Bd. 3. № 547.

2 Schmitt H. H. Untersuchungen zur Geschichte Antiochos des Großen und seiner Zeit // Historia Einzelschriften. 1964. Bd. VI. S. 237 f.

3 Errington R. M. The alleged Syro-Macedonian Pact and the Origins of the Second Macedonian War // Athenaeum. 1971. Vol. 49. P. 350.

4 Более верным кажется прочтение Αἴγαιον, а не Αἴγυπτον, как это чаще дается у издателей и явно противоречит смыслу. См. более верный перевод этого параграфа у Ф. Г. Мищенко.

5 Так, Р. Эррингтон считает, что, независимо от того, имел ли Филипп с Антиохом договор о разделе египетских владений или нет, македонский царь заключил с Зевксидом договор ad hoc для местного сотрудничества в Малой Азии (Errington R. M. Op. cit. P. 341). Подробнее об этом см. ниже.

6 О помощи, оказанной Зевксидом Филиппу в снабжении продовольствием, см.: Polyb. XVI. 24. 6.

7 Nissen H. Kritische Untersuchungen über die Quellen der vierten und fünften Dekade des Livius. B., 1863. S. 121–122.

8 Моммзен Т. История Рима. Т. I. До битвы при Пидне. М., 1936. С. 648–649.

9 Там же. С. 650.

10 Errington R. M. Op. cit. P. 336.

11 Holleaux M. Rome and Macedonia: The Romans against Philip // CAH. Vol. 8. Cambridge, 1930. P. 157.

12 Walbank F. W. Philip V of Macedon. Handen, 1967. P. 272.

13 Magie D. The «Agreement» between Philip V and Antiochus III for the Partition of Egyptian Empire // JRS. Vol. 29. Parts 1–2. P. 34.

14 Bickermann E. Les préliminaires de la 2 guerre de Macedoine // RPh. 1935. Vol. 61. P. 163.

15 Balsdon J. P. V. D. Rome and Macedon, 205–200 B. C. // JRS. 1954. Vol. 44. Parts 1–2. P. 37.

16 Ibid. P. 41–42.

17 Magie D. Op. cit. P. 34.

18 Ibid. P. 36.

19 Ibid. P. 37.

20 Ibid. P. 39.

21 Ibid. P. 40.

22 Ibid. P. 41.

23 Ibid. P. 42.

24 Ibidem.

25 Polib. XVI. 1. 8–9. Cf.: Errington R. M. Op. cit. P. 341.

26 Errington R. M. Op. cit. P. 350.

27 Ibid. P. 351.

28 О договоре Филиппа с Зевксидом см.: Polyb. XVI. 1. 8–9.

29 Cf.: Errington R. M. Op. cit. P. 352.

30 Ibid. P. 353.

31 Ibid. P. 354.

32 Errington R. M. Op. cit. P. 354.

33 See: Errington R. M. The Dawn of Empire: Rome’s Rise to World Power. Ithaca (N.-Y.), 1972.


© Кафедра истории древнего мира СГУ, 1990

Hosted by uCoz