| |
Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений | |
Кац Т. П. Античные авторы о населении Сардинии Античный мир и археология. Вып. 5. Саратов, 1983. С. 26-32 Для просмотра текста на древнегреческом языке необходимо установить шрифт GR Times New Roman с.26 В последние десятилетия среди историков древнего мира заметно усилился интерес к варварскому миру Западного Средиземноморья. Одной из самобытнейших культур этого района, привлекших внимание исследователей, является островная культура древних сардов1. К сожалению, они не оставили никаких письменных свидетельств, что чрезвычайно затрудняет изучение вопросов об их происхождении, этнической и языковой принадлежности. В итальянской литературе они обычно называются нурагиками, то есть создателями и обитателями нурагов, знаменитых башен Сардинии, которые строились на острове в течение целого тысячелетия с.27 (с середины II — до середины I тыс. до н. э.). Карфагеняне, греки и римляне встретились на Сардинии с «нурагиками» или их потомками, поэтому представляет известный интерес рассмотрение данных античной традиции о племенах острова. Использовать эти сведения следует очень осторожно, так как они принадлежат противникам древних сардов: либо римлянам — завоевателям острова, либо грекам, которые, соперничая с карфагенянами, всячески стремились показать, что они (греки) еще со времен Геракла обосновались в равнинных районах острова и цивилизовали их. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что, когда античные авторы писали о Сардинии, остров не имел сколько-то однородного населения. Прибрежные районы были заселены финикийско-пуническим населением, с которым в значительной мере ассимилировали местные жители этих районов (сардо-пунийцы). Во внутренней же части острова сохранились местные элементы в чистом виде. Отсюда в античной традиции четко прослеживается мотив противопоставления прибрежных районов с городским населением — внутренним, населенным горцами2. Сведения о горцах внутренней части Сардинии для нас представляют главный интерес. Самыми древними античная традиция называет те племена острова, которые у греческих авторов обычно упоминаются как иолаи3, а у латинских всегда как илионцы (Ilienses)4. Уже в древности было неясно происхождение этих народов, и сведения о них часто переплетаются с легендами. Греческие авторы по созвучию ведут их происхождение от Иолая, латинская форма названия порождает этимологическую ассоциацию с Илионом. Отсюда возникла легенда, что эти племена были потомками Энея и его спутников, бежавших после падения Трои и приставших к берегам Сардинии5. с.28 И все-таки уже сам факт многочисленных упоминаний древними историками и географами иолаев и илионцев не оставляет сомнений в том, что действительно существовал на острове народ, имя которого, может быть, деформированное, они нам сохранили. Наиболее полное описание племен, населяющих Сардинию, содержится в «Географии» Страбона. Сведения географа об острове представляют особенный интерес, так как носят не легендарный, а исторический характер. У Страбона отчетливо прослеживается критическое отношение к источникам, которыми он пользовался6. Едва упомянув о легендарном Иолае, он далее приводит краткие, но весьма ценные сведения об обитателях острова и их образе жизни; ему принадлежат очень важные сообщения о завоевании Сардинии Римом. Согласно Страбону, горные жители острова «составляют четыре племени: параты, соссинаты, балары и акониты, живущие в пещерах»7. Ко времени, когда жил географ, все эти племена были известны как диагесбы, а «прежде, — замечает Страбон, — они назывались иолаями»8. Они жили бедно, удалившись в горы, откуда выходили только для того, чтобы совершать набеги на плодородные равнины острова9. Таким образом, и Страбон проводит характерный с.29 для большинства античных авторов мотив резкого противопоставления обитателей равнинной и прибрежной зоны племенам, заселяющим внутренние горные области и занимающимся скотоводством и разбоем. Эти племена римляне так и не смогли покорить. Страбон, хотя и пишет, что после поражения финикийцев все жители острова подчинились римлянам, относительно горцев делает оговорку. «Борьба с горными племенами диагесбов (иолаев) представляла для римлян и их военачальников большие трудности и вынуждала прибегать к военным хитростям. Посылаемые на остров римские преторы иногда оказывают горцам сопротивление, но иной раз отказываются от него, когда невыгодно постоянно содержать войско в нездоровой местности. Тогда они применяют некоторые военные хитрости. Так, например, заметив известный обычай варваров, которые справляют праздник в течение нескольких дней после угона добычи, римляне нападают на них в это время и захватывают много пленных»10. В рассказах Диодора о заселении Сардинии переплетаются свидетельства легендарного и исторического характера. Он сообщает, что в его время остров был заселен варварами, именуемыми иолаями11. Пытаясь объяснить происхождение иолаев, он ведет их от Иолая и феспийцев, некогда пришедших в Сардинию. Карфагеняне, когда они достигли могущества на море, не смогли покорить иолаев, укрывшихся в горах; не удалось это сделать и римлянам12. Таким образом, свидетельства Диодора, носящие исторический характер, совпадают с данными Страбона: оба автора заселяют внутренние горные районы острова непокорными иолаями. Упоминания об иолаях (илионцах) имеются и у других античных авторов. Плиний в числе самых известных народов Сардинии называет баларов и корсов13. Помпоний Мела пишет, что древнейшими народами Сардинии были илионцы14. Павсаний, рассказывая о заселении острова, приводит сюда и ливийцев, и выходцев из Эллады с.30 и Трои, и иберов. Всех этих эмигрантов возглавляли мифические предводители (Сард, Иолай, Норакс, Аристей)15. Ливийцы воевали против эллинов, эллинское население было почти полностью истреблено. Троянцы же бежали в горы, укрепились там, заняв неприступные высоты. «Еще и в мое время они назывались илионцами», пишет Павсаний, а мифологические комбинации ему понадобились, чтобы объяснить названия божеств местных племен. На крайнем севере Сардинии античные авторы помещали корсов. Значительная часть жителей Корсики из-за внутренних смут переселилась в Сардинию и, «овладев частью горной области, поселилась тут. Жители Сардинии называют их по их происхождению именем корсов»16. Корсы отличались воинственностью и свободолюбием, карфагеняне покорили «всех жителей Сардинии, кроме корсов и илионцев: их неприступные горы помогли им не быть обращенными в рабство»17. Кроме иолаев, баларов и корсов, античные географы и писатели упоминают и другие племена, локализовать которые очень трудно. Длинный перечень сардских племен, правда, не делая различий между жителями прибрежных равнинных и горных районов, приводит Птолемей (III. 2). В юго-восточном углу он помещает сикелов, в которых Э. Бушье, например, видел ветвь южно-италийских племен18. М. Паллотино, анализируя птолемеевский список, отмечает, что некоторые названия (ноританы, тибулаты, сульцитаны), возможно, отражают какие-то сложившиеся на острове деления и указывают на объединение нескольких селений вокруг определенного центра. Их следует отнести к прибрежным районам и связать с финикийско-пуническим населением. Другие названия племен птолемеевского перечня (Κορακηνσιοι, Καρηνσιοι, Κουνουσινατοι, или Κουνκιτανοι, Λοικουιδωνηνσιοι, Αισαρωνησιοι, Κελσιτανοι), по мнению М. Паллотино, носят «туземный отпечаток»19. с.31 В разнообразии названий племен, которые передают античные авторы, по всей вероятности, отразилось существование в Сардинии нескольких племенных союзов, самым значительным из которых был союз иолаев. В этой связи интересно выяснить, согласуются ли свидетельства античной традиции с данными археологии. Оказывается, самая большая плотность распространения нурагов на острове наблюдается в его северо-западных и центральных районах20, то есть как раз там, где античные авторы помещают наиболее воинственные племена иолаев, корсов и баларов, а современное название Барбаджии, вероятно, восходит к тем временам, когда римляне рассматривали этот район как Barbaria (ср. современное Barbagia), а его население как варваров. Внутри острова на плоскогорье Трексента и Сарчидано, то есть опять-таки в тех местах, где согласно античным авторам жили иолаи, существовало одно из самых крупных нурагических объединений. Памятники его очень интересны. Сохранился храм, рядом с ним общественные сооружения непонятного пока назначения. Вдоль круглых стен расположены сиденья, отделенные одно от другого низкой перегородкой. «Не иначе как античный парламент», — говорит Карта Распи21. Конечно, подобная терминология неприемлема, однако нет сомнения в том, что сооружение предназначено для каких-то крупных сборищ. Его большие размеры рождают ассоциацию с известиями Страбона о том, что иолаи (диагесбы) делились на четыре племени. Может быть, это был центр крупного племенного объединения, где для решения общих вопросов собирались представители племен. Мы не можем знать, какие вопросы там решались, однако, ясно, что немаловажное место в жизни нурагических сардов имели военные дела. Только этим можно объяснить ярко выраженный оборонительный характер нурагических сооружений и тот факт, что среди сардских бронзетти самая многочисленная группа представляет воинов22. О том, что иолаи были потомками нурагического населения, у античных авторов есть, хотя и косвенные, но бесспорные свидетельства. Многие античные авторы знают о существовании с.32 в Сардинии огромных башенных сооружений, но никогда в сохранившихся до нас текстах не называют их нурагами23. У Диодора они упоминаются как δαιδάλεια24, у Псевдо-Аристотеля как θόλοι25. Оба автора связывают их с именем Дедала, что очень просто объяснить: толосовидная форма сооружений вызывала в памяти греков связь с сооружениями эгейского типа. Диодор приписывает строительство башен на острове инициативе Иолая, который призвал на остров Дедала и от которого ведут свое происхождение племена иолаев26. Этимологическая направленность этих данных очевидна, но очевидно и то, что в представлении античных авторов иолаи являются древнейшим населением острова и строителями нурагов. Одно с другим прекрасно согласуется и вне сомнения соответствует исторической действительности, особенно если учесть, что после финикийцев и карфагенян, которые встретились с нурагическим населением и оттеснили его во внутренние районы, Сардиния до римского завоевания не знала никаких вторжений. Следовательно, мы вправе считать иолаев (илионцев), с которыми встретились римляне27 и о которых писали греческие и римские авторы, потомками нурагического населения, некогда заселявшего почти все районы острова. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Lilliu G. I Nuraghi. Torri prehistoriche di Sardegna. Cagliari, 1962; Id. La civiltà dei sardi dal neolitico all’età nuragica. Torino, 1963; Stacul G. Arte della Sardegna nuragica. Milano, 1975; Красновская Н. А. Загадочные башни Сардинии // СЭ. 1978. № 4. 2 Иногда под влиянием античной традиции оказываются авторы нового времени, называя горцев Сардинии «полудикими», «неисправимыми разбойниками», не заслуживающими внимания (см.: Perret J. Les origines de la légende troyenne de Rome. Paris, 1942). 3 Это название встречается в различных вариантах: Ἰόλαιοι, Ἰόλαοι, Ἰολάειοι (Diod. IV. 30; V. 15); Ἰολαεῖς (Strabo. V. 225); Ἰλιεῖς (Paus. X. 17. 7). Павсаний знает также о Сардинии (χωρία Ἰολαία). 4 Liv. XL. 19. 34; XLI. 6. 12; Sil. Ital. XII. 344; Plin. III. 85; Mela. II. 123; Solin. IV. 2. 5 Paus. X. 17. 6–7. 6 Это относится не только к сведениям легендарного характера. Так, убедившись во время своего путешествия в том, что из Популония едва видна Сардиния, он не соглашается с Эратосфеном и Артемидором, которые утверждали, что невозможно различить Сардинию с континента, так как она удалена от него на 1200 стадиев (V. 11. 6). 7 Strabo. V. 11. 7. 8 Ibidem. 9 Страбон, рассказывая о разбоях горцев Сардинии, сообщает, что они грабят поля земледельцев, не только тех, что «живут на острове, но и поля на материке, в особенности же писатов, к которым они переправляются морем» (V. 11. 7). К. Зервос считает, что во время своего путешествия к берегам Этрурии Страбон мог собрать многие сведения о морских разбоях сардских пиратов, особенно около Пизы, и о тирренском происхождении сардов. Страбон, когда упоминает об Иолае, прибывшем в Сардинию с сыновьями Геракла, замечает, что пришельцы поселились «вместе с варварами, владевшими островом, это были тирренцы» (V. 11. 7). Возможно, предполагает К. Зервос, в сведениях, которые передает Страбон, сохранились отголоски древних этрусских колоний на западных берегах острова (см.: Zervos Chr. La civilisation de la Sardaigne du début de l’énéolitique à la fin de la période nouragique. Paris, 1954. P. 31). Достаточно надежных данных для вывода о существовании этрусских колоний в Сардинии пока нет, но археологические материалы совершенно определенно указывают на наличие сардо-этрусских связей (см.: Lilliu G. La civiltà... P. 192). 10 Strabo. V. 11. 7. 11 Diod. V. 15. 12 Ibidem. 13 Plin. III. 85. 14 Mela. II. 123. 15 Paus. X. 17. 16 Ibid. X. 17. 7, 8. 17 Ibidem. 18 Bouchier E. S. Sardinia in ancient times. Oxford, 1917. P. 39. 19 Pallotino M. Sardegna nuragica. Roma, 1950. P. 15. 20 Lilliu G. I Nuraghi. P. 13. 21 Carta Raspi. Brevia storia della Sardegna. Cagliari, 1950. P. 28. 22 Zervos Chr. La civilisation... P. 324. 23 Среди известий легендарного характера, сообщаемых античными авторами о заселении Сардинии, встречаются упоминания о приходе сюда иберов, предводителем которых был Норакс, он же был основателем города Норы (Paus. X. 17. 5). Дж. Лиллью считает, что в этом имени могло отразиться знакомство античных авторов (возможно, Тимея) с местным названием сардских оборонительных сооружений (Norake = Nurake) (см.: Lilliu G. Il nuraghe di Barumini e la stratigrafia nuragica // SS. 1952–1954. Vol. XII–XIII. Parte 1. P. 91). 24 Diod. IV. 29. 25 Ps.-Arist. De mir. ausc. 100. 26 Diod. IV. 29. 27 Тит Ливий, сообщая о борьбе римлян с горцами Сардинии, пишет, что последние укрывались в укрепленных местах — castra (XII. 6. 12). Иногда античные авторы упоминают о «подземных сооружениях» — spelunca (Diod. IV. 30; V. 15; Strabo. V. 11. 7; Paus. X. 17). О castra и spelunca упоминается для того, чтобы показать трудности, с которыми римские войска встретились в Сардинии. Кажется, названия castra и spelunca указывают на военное назначение нурагов и заслуживают доверия, так как знания авторов римской эпохи могли быть основаны на прямом знакомстве с этими памятниками или на сведениях, которые приносило войско. Почему иногда упоминаются «подземные сооружения» — spelunca, а не башни, возвышающиеся над землей? Следует иметь в виду, что, когда римляне появились в Сардинии, многие нураги лежали в развалинах, разрушенные карфагенянами. Кроме того, римские авторы могли писать о поздних нурагах внутренней части острова, которые, видимо, претерпели существенные изменения по сравнению с классическим типом башни развитого нурагического периода. © Кафедра истории древнего мира СГУ, 1983 |