| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рузина Е. Г. «Центон» Фальтонии Пробы (вергилианские стихи и христианские темы) Античный мир и археология. Вып. 3. Саратов, 1977. С. 46–63 с.46 Среди памятников поздней латинской поэзии есть интересная поэма: Valeriae Faltoniae Probae, Feminae Clarissimae, CENTONES VERGILIANI, ad testimonium Veteris et Novi Testamenti1. По содержанию поэма соответствует названию. В ней излагается содержание Ветхого и Нового Завета, и делится она на отдельные небольшие части, оглавление которых свидетельствует об их содержании (О сотворении мира, Об отделении света от тьмы, О четырех временах года, О создании первого человека, О рождении Иисуса Христа и т. д.). На первый взгляд, это произведение ничем не отличается от других христианских поэм на библейские темы, которые писались в эти века. Так, Киприан в семи книгах изложил историю Ветхого Завета. О рождении, смерти и воскресении Христа рассказывается в поэме Мария Викторина «De Jesu Christo, deo et homine», состоящей из 137 гекзаметров. Христос, его жизнь и подвиги явились материалом эпоса Веттия Аквилина Ювенка (C. Vettius Aquilinus Juvencus). За основу он берет Евангелие от Матфея, но не игнорирует и другие источники. Он использует Библию в древнем латинском переложении. Свою поэму Ювенк делит на четыре книги, каждая из которых содержит 800 стихов «Evangeliorum libri quattuor». Этот перечень поэм на библейские темы можно продолжить. Однако следует отметить, что в действительности поэма римской поэтессы Пробы выделяется среди других произведений подобного содержания тем, что она полностью составлена из стихов и полустихов известнейшего римского поэта I века до нашей эры Публия Вергилия Марона, что и выражено в названии: CENTONES VERGILIANI. Чтобы это было понятно, определим, что такое центон. В поэтическом словаре дается следующее определение: «Центон — род литературной игры, стихотворение, составленное из стихов какого-нибудь одного или нескольких поэтов, известных читателю; строки должны быть подобраны таким образом, чтобы все “лоскутное” стихотворение было объединено с.47 каким-то общим смыслом или, по крайней мере, стройностью синтаксического построения, придающего ему вид законченного произведения»2. В античной поэзии центон — это стихотворение, составленное из стихов и полустихов предшествующих поэтов. Такими поэтами, стихи которых чаще всего использовались для составления центонов, были Гомер — в Греции, Вергилий — в Римской империи. Первое теоретическое обоснование центонов находим у римского поэта IV века нашей эры Децима Магна Авсония, который сам является автором произведения такого типа «Cento nuptialis». В предисловии к этому стихотворению, написанному по просьбе и настоянию императора Валентиниана, Авсоний пишет о том, что центоны — это стихотворения, разнообразные по содержанию, по форме «consutilia», сшитые из целых или половинных стихов чужого произведения, расположенные новым порядком так, что получается новое произведение с измененным содержанием3. Авсоний указывает, что связь в новом произведении должна осуществляться так, чтобы части казались соответствующими и не опровергали друг друга, несмотря на то, что в своем первородном состоянии они не имеют ничего общего. Итак, центоны — это произведения, составленные полностью из стихов и полустихов, заимствованных из чужих произведений, и не имеющие ничего общего со своим формальным источником. Центоны в римской литературе могли появиться и появляются тогда, когда прерывается непосредственная преемственность между поколениями поэтов, характерная для классической литературы, когда появляется осознанное ощущение того, что классики остались в прошлом, что ими можно пользоваться не как органической частью своего культурного бытия, а как сырым материалом для нового творчества. Возможно, центоны появляются сначала в греческой, а через некоторое время и в римской литературе. О греческих центонах известно немного. До настоящего времени дошел единственный центон, сохраненный Иренеем, в котором рассказывается о Геракле, спустившемся в подземное царство4. Самое древнее собрание латинских центонов, составленных с.48 на материале Вергилия, входит в Антологию латинских стихотворений, составленную в Африке при господстве вандалов, между 523–534 гг. (по мнению Ризе и Э. Беренса). Римские центоны были как языческого содержания, так и христианского. Один из самых больших центонов вообще и самый большой центон христианского содержания — это центон, о котором идет речь, автором которого является поэтесса Фальтония Проба. Центон состоит из 695 стихов и, как мы уже говорили выше, представляет собой изложение Ветхого и Нового Заветов. Поэтесса называет себя Пробой и посвящает свой труд императору Гонорию. Обращение к императору Гонорию и указанное автором имя позволяют говорить о времени написания и авторстве данного центона. По свидетельству Исидора, поэтессу называли Фалькония Проба, была она жена проконсула Адельфия и происходила из сенатской семьи, почему ее и называли Clarissima Femina5. Исидор также говорит о Пробе как авторе центона: «Denique Proba, uxor Adelphi centonem ex Vergilio de fabrica mundi ex evangeliis plenissime expressit, materia composita secundum versus ex versibus secundum materiam concinatis»6. Данные, приведенные Исидором, подтверждаются, как указывает К. Шенкль, данными рукописи X века, найденной в монастыре Святого Бенедикта, в которой говорится также о том, что Проба являлась автором и эпического произведения о войне Констанция против Магненция (351–353 гг.), что подтверждается словами пролога к центону7. Автором центона некоторые исследователи называют Аницию Фальтонию Пробу (Anicia Faltonia Proba), супругу консула Секста Петрония Проба, мать консулов Олибрия, Пробина и Проба. В более поздние времена исследователи соединяли различные мнения, существовавшие прежде, соединяли все имеющиеся данные относительно времени жизни и происхождения поэтессы воедино. Воссий писал: «Honorii et Theodosii junioris aetate fuit Proba Falconia, sea Faltonia, uxor Adelphi proconsulis viri, mater Julianae, sct. Demetriadis avia»8. с.49 Немецкий исследователь Ашбах в работе, посвященной Пробе («Die Anicier und die Romische Dichterin Proba»), говорит о том, что, если принять во внимание, что личность Валерии Фальконии Пробы, жены проконсула Адельфия, основывается на отдельных интерполяциях, а личность Фальтонии Пробы, благодаря сохранившимся подлинным надписям и сохранившимся рассказам современных писателей о жизни Фальтонии Пробы, ее семьи во времена императоров Феодосия и Гонория, высокого положения ее семьи, об ее образовании, представлена гораздо полнее, то авторство центона следует присудить Аниции Фальтонии Пробе. Однако он не оставляет без внимания интерполяции Исидора, считая, что Фалькония вместо Фальтония можно объяснить ошибкой чтения или письма, буквы VAL (Valeria) могли быть уничтожены и поставлен знак — сокращение CLF (Clarissima Femina). Что касается добавления uxor Adelphi proconsulis, Ашбах считает, что это неправильно понятое указание фамильных связей9. Аниция Проба не жена, а дочь Олибрия Гермогена Адельфия, который был не только консулом, городским префектом, но также проконсулом Африки. По мнению Ашбаха, свое имя «Фальтония» Проба носит по имени дяди Проба Алипия Фальтония (Probus Alipius Faltonius). Таким образом, Ашбах склоняется к мысли о том, что имя поэтессы — Аниция Фальтония Проба (Anicia Faltonia Proba), что она была известна как Clarissima Femina одной из самых первых сенаторских семей, занимавших высокое общественное положение во времена императора Гонория, которому и посвящен Cento Vergilianus Пробы. Центон Пробы много раз печатался. Первое издание вышло в 1472 году. Оно называлось: Probae Centonae (sic) Clarissimae Feminae excerptum e Maronis carminibus ad Testimonia veteris novique Testamenti. Bartholomaeus Girardinus, Venedig (Venet) 1472. Второе издание вышло в Риме в 1487 году. Затем появились издания в 1501, 1555, 1578, 1595, 1597, 1719 гг. Позднее этот центон был включен в собрание центонов и христианских авторов под названием: Probae Falconiae Feminae clarissimae Hortinae Cento Vergilianus Historiam Veteris et Novi Testamenti completus. С надписью: Probae Falconiae Vergiliani centones in Vetus et Novum Testamentum ad Honorium Augustum, Theodosii Majoris filium et Arcadii с.50 Augusti fratrem. Мы пользовались центоном Пробы, помещенным в Patrologiae, Cursus completus, Migne, series Latina, v. XIX, p. 803–817. Центону предшествует предисловие, в котором поэтесса сообщает, что пела о жестоких войнах, обращается с молитвой к богу и обещает передать библейскую историю словами Вергилия (стихи 1–28). Центон делится на две части. Первая часть — De Vetere Testamento (из Ветхого Завета). Поэтесса стремится переработать большую часть Ветхого Завета, но ей это не удается, ибо материал был слишком велик.
Автор подробно останавливается на сотворении мира, людей, грехопадении. Это занимает 278 стихов. Затем, остановившись на потопе, Проба прерывает рассказ и сообщает, что с.51 переходит к дальнейшему изложению и будет говорить о других делах. Она обращается к Новому Завету. Вторая часть — De Novo Testamento (из Нового Завета).
Таково краткое содержание — план центона Пробы. Данный центон довольно труден для понимания. Словами Вергилия поэтесса пытается изложить историю Ветхого и Нового Заветов. Фразы языческого поэта зачастую насильственно и неестественно приспосабливаются для изложения библейской истории, что затрудняет чтение и понимание текста, и приходится зачастую обращаться к тексту Библии, чтобы понять смысл стихов. Так как все сказанное лучше понять на примере, мы приводим отрывок из центона Пробы с указанием количества стоп, составляющих каждый стих центона, перевод на русский язык, а также стихи и отрезки стихов Вергилия, из которых составлены данные стихи и их перевод. PROBAE CENTO CHRISTIANUS, vv. 374–381 Fugit Virgo cum filio in Aegiptum
Проба. Бегство Марии в Египет (стихи 374–381)
Поэтесса не может в текст, которым она пользуется, вставить собственные имена, она обозначает их нарицательными существительными; Deus, Dominus, Magister, Mater, Virgo, с.55 Vates et cet. (Бог, Господь, Наставник, Герой, Мать, Дева, Пророк и т. д.) или говорит описательно, используя перифразу. Центон Пробы был рассчитан на читателя, которому хорошо знакомо содержание Библии, ибо часто библейские предметы принимают одеяние, совершенно им не свойственное. Несмотря на очевидные недостатки, центон имел своих почитателей, а император Аркадий приказал изготовить для него прекрасную копию. Мы остановились на содержании центона. Попытаемся дать характеристику его формы. Исследование формальных особенностей данного центона проведем по трем следующим рубрикам: метрическое, лексическое и семантическое. Прежде чем перейти к исследованию по данным рубрикам, посмотрим, каков тот материал, которым пользовалась поэтесса. Следует, прежде всего, отметить, что Проба, в отличие от многих авторов других вергилианских центонов, широко пользуется не только стихами «Энеиды», но также стихами, заимствованными из «Буколик» и «Георгик». Рассмотрение реминисценций свидетельствует, что материал Вергилия используется в следующей последовательности (первое число обозначает количество заимствованных стихов, второе — количество заимствований):
Очевидно, использование материала в такой последовательности следует объяснить содержанием. Пробе, которая словами Вергилия пыталась передать содержание Ветхого и Нового Заветов, наиболее близкой оказалась шестая песня «Энеиды», повествующая о посещении подземного царства Энеем, о чудесах, с которыми ему приходится встречаться. Однако, как мы видели, автор широко использует и другие песни. При рассмотрении реминисценций данного центона по метрическому признаку можно сказать, что в нем, как и в других центонах, используются те же метрические единства, а именно полные гекзаметры: a) полностью совпадающие:
b) частично не совпадающие, но в которых легко можно предположить соответствие:
Реминисценции, представляющие полные гекзаметры, в центоне Пробы занимают более 40 процентов. В данном центоне можно наблюдать также использование двух гекзаметров и даже больше, заимствованных подряд:
Такое использование двух и более заимствованных гекзаметров подряд не одобрялось и считалось свидетельством отсутствия мастерства. Однако Авсоний, который первый дал теоретические положения о центонах («Nam duos iunctim locare ineptum est, et tres una serie merae nugae»10), сам в своем центоне несколько раз заимствует у Вергилия по два гекзаметра подряд.
Помимо полных гекзаметров реминисценции представляют собой соединения различных отрезков, сочетающихся в пропорции стоп:
Теоретическое обоснование такого соединения отрезков гекзаметра в центонах находим в том же предисловии к центону Авсония: DIFFUNDITUR autem per caesuras omnes, quas с.57 recipit versus heroicus, convenire ut possit aut penthemimeris cum reliquo anapaestico, aut trochaice cum posteriore segmento, aut septem semipedes cum anapaestico chorico, aut (ponatur) post dactylum atque semipedem quidquit restat hexametro...11 Центонные стихи могут состоять, таким образом, из отрезков гекзаметра. Эти отрезки на стыке обычно оканчиваются долгим слогом (мужская цезура), но иногда кратким (трохаическая цезура, которую мы обозначаем — т) или двумя краткими (дактилическая цезура, обозначенная нами — д). Возможно также заимствование в одном стихе отрезков, заимствованных из трех различных стихов: a) 3+3 / — o o — o o — / o o — o o — o o — o o
b) 4+2 / — o o — o o — o o — / o o — o o — o o
c) 2+4 / — o o — / o o — o o — o o — o o — o o
d) 1+5 / — o o / — o o — o o — o o — o o — o o
Таблица использования реминисценций по метрическому признаку
Приведенная таблица свидетельствует о том, что большое место среди реминисценций занимают полные гекзаметры. Что касается реминисценций, представляющих отрезки гекзаметра, преобладают типы 3+3 и 4+2, свидетельствующие о стремлении к наибольшему равновесию отрезков стиха. с.58 Л. Мюллер в книге «De re metrica», говоря об использовании Вергилия поэтами-центонистами, указывает, что они, заимствуя неполные недописанные стихи Вергилия, в большинстве случаев оставляют их без изменения12. Проба же, заимствуя неполные стихи Вергилия, дополняет их. В ее центоне нет ни одного неполного стиха. Так, Проба, заимствуя неполный гекзаметр Вергилия («Энеида» VII, 44), не колеблясь, дополняет его вторым колоном стиха «Энеиды», IV, 464:
Рассмотрим заимствования данного центона по лексическому признаку. Проведя исследование в этом направлении, мы можем с полным основанием сказать, что поэтесса в своем центоне заимствует текст Вергилия в основном без всяких изменений. Однако имеется ряд отклонений от источника, которые можно систематизировать по четырем основным направлениям:
Рассмотрим каждый из этих пунктов. 1. Замена слова. A. Чаще всего односложного слова в начале стиха или после цезуры:
B. Собственного имени нарицательным существительным или другой частью речи, а также замена одного нарицательного существительного другим:
В обоих примерах мы видим замену собственного имени с.59 (не нужного Пробе) другой частью речи, в первом — наречием, во втором — глаголом.
В данном примере мы видим замену одного нарицательного существительного другим. C. Одного глагола другим:
При замене отдельных слов можно заметить, что Проба подчас старается сохранить сходство звучания:
2. Изменение окончания отдельного слова (изменение падежа, числа существительного или местоимения, рода, числа, падежа прилагательного, порядкового числительного, изменение глагола и отглагольных форм).
У Вергилия primi — подлежащее, в центоне primum — дополнение.
Изменено число глагола:
В приведенных примерах мы видим изменение лица или времени глагола.
В заимствованном стихе изменено наклонение глагола. Все приведенные выше примеры свидетельствуют, что изменение лица, числа, времени или наклонения глагола в заимствованном стихе центона чаще всего наблюдается в начале или конце с.60 метрического единства, что Проба изменяет отдельные буквы или слоги, но преимущественно не больше, чем один раз в стихе, и почти все изменения, которые вносит она, требуются законами грамматики — в соответствии с новым контекстом, в который включается стих. 3. Изменение в начале слова (чаще всего это изменение приставки в глаголе):
Возможны случаи изменения сложного слова:
4. Элизия, перестановка, сдвиг, стяжение и растяжение. A. В центоне Пробы, как и в других центонах, мы наблюдаем появление или, наоборот, отмену элизии, благодаря чему становится возможным изменение ритма стиха:
В конце стиха в центоне появляется отягощающее est, которого нет в стихе Вергилия. Однако объем реминисценции остается без изменения благодаря элизии. B. Перестановка последовательности слов:
В первом колоне заимствованного стиха происходит перестановка последовательности слов.
В стихе имеет место перестановка и в конце первого колона появляется que, которое благодаря элизии не влияет на объем метрического единства. Следует отметить, что перестановки в реминисценциях Пробы — явление весьма редкое, и причина их не всегда ясна. Переходим к рассмотрению центона и его исследованию по третьему признаку — семантическому. Задача исследования сводится к тому, чтобы определить значение фразы в первоисточнике и понять, как это значение применено или изменено в новом контексте — в центоне. При использовании стихов Вергилия или полустихов поэтами-центонистами происходит какой-то смысловой сдвиг. В сознании поэта-центониста и его читателей одновременно при чтении такого пассажа присутствуют контексты того и другого, но не совпадают. Наличие с.61 такого семантического сдвига было привлекательным для публики. Особенно интересно установить, в какой степени семантическое переосмысление имеет место у христианской поэтессы Пробы. Нами проведена классификация по четырем степеням:
Рассмотрим каждую из этих степеней. Первая — максимум несходства:
(Тут всемогущий отец, чья первая власть над делами). Слова, которыми Вергилий говорит о Юпитере, Проба заимствует, изменив единственное слово. Тут всемогущий отец, чья высшая власть над делами, — говорит Проба, рассказывая о сотворении мира, о едином христианском боге.
(Сын мой, ты сила моя, великая власть, ты единый...) В «Энеиде» с этими словами Венера обращается к Амуру, в центоне — это глас божий с неба, обращенный к Христу.
(Все он на этом стоял и недвижим оставался), — так рассказывает Эней о своем отце Анхизе, который не хотел уходить из горящей Трои, в центоне — это слова о Христе, остававшемся непреклонным при распятии.
Мифический певец Мусей из VI песни «Энеиды» превращается у христианской поэтессы в Моисея.
(Власть ограничит Океаном, а славу — звездами...), — говорит Юпитер о Цезаре, рассказывая Венере о будущем с.62 троянцев. У Пробы «Из Нового Завета» — вещание пророков о приходе Иисуса Христа. Таким образом, во всех приведенных примерах мы видим, что Проба переносит свои тексты не от высокого к низкому, как это обычно имеет место в языческих центонах, а переносит их в другой мир и этим усиливает двуплановость, характерную для центонов вообще. В данном центоне, как и в других центонах языческого плана, в реминисценциях наблюдается изменение как субъекта, так и объекта действия:
(Никому ни на взгляд, ни речь с ним вести — нестерпим он). У Вергилия Полифем, в центоне — Змей; изменяется субъект, сдвига нет.
Метрическое единство (2+4). В первом колоне изменен объект: у Вергилия безвинного Паламеда обвиняют в измене, в центоне преследуют безвинного Христа. Во втором колоне речь идет о незнатной черни, преследующей Христа, в «Энеиде» с волнением черни сравнивается буря, которую усмиряет Нептун. Аналогичных примеров можно привести много. В центоне Пробы, как и в других центонах, в реминисценциях часто применяются одинаковые выражения к одинаковым предметам. Однако и в таких случаях наблюдаем перенесение в другой мир:
(Между тем Океан покинула вставши Аврора), — так говорит Вергилий о наступлении нового дня, когда Эней выполняет обеты богам, одержав победу над Мезенцием, и сооружает трофей. В центоне речь идет о наступлении дня распятия Христа.
(До половины небес дошло лучезарное солнце). Как и Вергилий, Проба использует эти слова для описания полдня. У Вергилия — это время, когда Эней со своими спутниками приближается к городу Эвандра; в центоне — это время, когда все собрались и требуют, чтобы Иисус рассказал о себе. с.63 Можно привести много других примеров, в которых, на первый взгляд, наблюдается минимум несходства. Исследование центонов по семантическому признаку позволяет говорить о том, что авторы большинства центонов, используя оригинал Вергилия, не стремились переосмыслить его семантически. Что касается Пробы, то ее можно представить двояко: либо как истинную христианку, либо как эстетку. Если представить ее как христианку, то должно складываться представление, что ни о какой двуплановости она не думала при составлении своего центона. Она стремилась использовать стихи лучшего поэта, минимально их изменяя. Пользуясь материалом Вергилия, вместо того чтобы сочинять свои стихи, из-за преклонения перед талантом классического римского поэта и преклонения перед верой, она поступает так же, как средневековый строитель, который, сооружая храм, вставляет колонну или камни, сохранившиеся от античного храма. Если же представить ее как эстетку, то пришлось бы предположить, что для нее важнее выявить художественный заряд, заключенный в двуплановости. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Patrologiae Cursus completus, series Latina, v. XIX, p. 803–817. 2 Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966, с. 332. 3 Ausonii Opuscula, rec. R. Peiper. Lipsiae, 1888, p. 207. 4 Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis quae supersunt omnia, ed. Adolphus Stieren. Lipsiae, 1853, p. 112–115. 5 Isidor. De viribus illustribus, 22 (18), Migne v. LXXXII. 6 Isidor. Origines, I, 39 (38), 26 Migne v. CXXI. 7 Poetae Christiani Minores, vol. XVI, recensuit et commentario critico instruxit Carolus Schenkl. Windobonnae, 1888, p. 507. 8 Ioh. Vossius. De poet. Lat. (цит. по работе Ашбаха — см. след. сноску). 9 Ashbach J. Die Anicier und die römische Dichterin Proba. Sitzungsberichte Wien, I, 1870, H. 1–3. 10 Ausonii Opuscula. Lipsiae, 1888, p. 207. 11 Ibidem, p. 207. 12 Mueller L. De re metrica. Lipsiae, 1861, p. 466. © Кафедра истории древнего мира СГУ, 1977 |