Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений


Демина Н. А.

Культ Артемиды Агротеры в Аттике

Античный мир и археология. Вып. 2. Саратов, 1974. С. 31–37


Для просмотра текста на древнегреческом языке необходимо установить шрифт GR Times New Roman

с.31 Культы Аттики известны своими древними корнями, уходящими в крито-микенские времена. Большинство греческих божеств, унаследовавших черты этого времени, не восходят прямо к минойским божествам, но восприняли некоторые их черты1. По сложившемуся в науке мнению, к таким божествам относится и греческая богиня Артемида (одной из ипостасей которой является Агротера), унаследовавшая ряд черт минойско-микенской богини πότνια θηρῶν — «владычицы зверей»2.

с.32 Впервые Артемида наделяется эпитетом ἀγροτέρα в «Илиаде»3, эпитетом, применяемым по отношению к диким зверям, живущим на воле4. Под таким именем она почиталась в Аттике, Мегаре, Олимпии, Лаконике, Боспорском царстве и других местах.

У других греческих авторов Артемида Агротера выступает как военная богиня5. Спартанцы, например, перед вступлением в битву приносили ей в жертву коз6.

Жертвоприношение в Аттике имело особое значение. В схолиях к Аристофану мы читаем: «Ведь афиняне особенно почитают Артемиду Агротеру и поклоняются ей. Иначе. Из истории. Рассказывается, что полемарх Каллимах дал обет пожертвовать Артемиде столько коров, сколько варваров он убьет при Марафоне. А после того, как многие были убиты, не будучи в состоянии пожертвовать столько коров, пожертвовал коз»7.

Об этом же свидетельствует Ксенофонт: «Ведь когда персы и с ними многочисленное войско пришли, чтобы уничтожить Афины, афиняне, осмелившись противостоять им, победили. И дав обет принести в жертву Артемиде столько коз, сколько они убьют врагов, когда оказались не в состоянии найти достаточное количество, решили ежегодно жертвовать по пятьсот, и еще и теперь жертвуют»8.

Вопросы о связи культа Артемиды Агротеры с Марафонским сражением, о времени битвы и о том, кто именно дал обет, весьма спорны9. Но нужно учесть, что с древнейших времен шестого боэдромиона справлялось празднество, посвященное Артемиде Агротере. Можно предположить, что от имени государства за несколько дней до Марафонского сражения или в день сражения был дан обет о принесении жертв Агротере в случае победы, а после того, как победа была одержана, жертвоприношение было приурочено к древнему с.33 празднеству в честь богини, а затем стало совершаться ежегодно. Государственный культ, установленный в V в. до н. э., сохранялся и в период македонского владычества и при господстве римлян. Об этом свидетельствуют эпиграфические источники10 и Плутарх, до времен которого сохранились благодарственные празднества в честь Артемиды Агротеры. Полемизируя с Геродотом в форме прямого обращения к нему, Плутарх говорит: «Обещая описывать историю Эллады..., проявив пристрастие особо к Афинам, ты все же не рассказал и о процессии в Агры, которую еще и теперь посылают к Гекате, празднуя благодарственные празднества в честь победы»11. Здесь Плутарх называет Артемиду Агротеру Гекатой, в образе которой имелись черты, близкие Артемиде и с которой Геката нередко смешивалась.

Среди эпиграфических источников можно назвать ряд так называемых «эфебических надписей», поздних по времени12 и стереотипных по содержанию, в которых упоминается о процессии эфебов в честь Артемиды Агротеры и о принесении ей жертвы на общественном алтаре в связи с обетом, данным ей при Марафоне.

Празднества, жертвоприношения и процессии в честь богини известны не только в Афинах. Декрет воинов и наемников в честь стратега Аристофана и других упоминает о празднестве Артемиды Агротеры в крепости Фила13: «Провозгласить о награждении венком и воздвижении статуи в Филе, когда будет совершаться жертвоприношение Артемиде (Агротере)...»14.

Другой род эпиграфических документов, связанных с культом богини, — это передаточные ведомости казначеев «прочих с.34 богов». Эти надписи относят к годам 430/42915. До нас дошли 3 документа этого типа, где среди имен «прочих богов» упоминается имя Артемиды Агротеры16.

Известно, что в Афинах существовала коллегия из десяти казначеев священных денег и предметов Афины. Коллегия учитывала суммы, выданные взаймы из наличных денег богини, находившихся во внутренней части храма, служившей государственным казнохранилищем, для государственных целей, или о передаче ценных предметов, хранившихся в трех кладовых на Акрополе.

Храмовые сокровища «прочих богов», которые первоначально хранились в храмах этих богов, были позднее тоже перенесены на Акрополь и помещены во внутренней части храма Афины, и по аналогии с казначеями Афины было учреждено центральное ведомство казначеев «прочих богов». В их обязанности входило ведение счетов от Панафиней до Панафиней, т. е. в течение четырех лет, и составление отчета и инвентарных описей. Такое ведомство, как предположил Эд. Мейер17, возникло в 434/3 (ol. 86, 3). Возможно, что ведомство казначеев «прочих богов» было создано по так называемому «Первому декрету Каллия», но декрет не сохранился полностью и поэтому дата его и вопрос о времени возникновения ведомства (до или после появления декрета) оспаривается.

Документ логистов18 упоминает поступление в [Δ]εκάτεν ἀνδραπόδων, которое Кирхгофф19 понимает как десятую часть выручки от продажи военнопленных — часть, причитающуюся Агротере.

Единственное, что можно извлечь из плохо сохранившегося фрагмента IG, I2, 310118 — это то, что займы из денег Артемиды Агротеры были сделаны в кизикских, эгинских и керкирских статерах.

Интересна надпись IG, I2, 324. Надпись восстановлена в статье М. Ланг и Б. Меритта20, интерпретирована она в статье с.35 Е. Томпсона21. Из надписи видно, что из данных денег «прочих богов» были сделаны два займа (строки 54–97). Общая сумма составляет 54 таланта 5988 драхм, максимальные проценты — 2231 драхм, минимальные — 2202 драхм.

За четыре года (426/5–423/2) из денег, принадлежавших «прочим богам», был сделан заем на сумму 766 талантов 1095 2/3 драхм, а проценты составили 37 талантов 2338 5/12 драхм. За эти же годы заем из денег Афины Полиады составил 4001 талантов 45 драхм, а проценты — 195 талантов 1713 1/2 драхм, а из денег Афины Ники — 22 таланта 3098 1/3 драхм, проценты — 1 талант 592 5/6 драхм. Томпсон на 238 странице своей статьи приводит размеры займов для каждого бога в отдельности. Из таблицы видно, что общая сумма займов из денег Артемиды Агротеры составляет 20 талантов. Восемь богов (Посейдон Сунийский — 28 талантов, Гефест — 25 талантов, Артемида Мунихия — 22 таланта и др.) имеют сумму больше, чем Артемида Агротера, но эта сумма в среднем превышает ее сумму на 3.8 таланта. Девятнадцать богов имеют меньшую сумму, она в среднем меньше суммы Артемиды Агротеры на 8.8 таланта. Два бога имеют сумму, равную ей.

Таким образом, 20 талантов — это одна из больших сумм в этой таблице, а большие займы говорят, разумеется, о размере денежных сумм храма и о значительном месте Артемиды Агротеры среди «прочих богов».

До сих пор речь шла о военном характере богини. Но у Аристофана, Плутарха, в эпиграмме Аполлонида и в других источниках мы встречаем следы черт, унаследованных Агротерой от ее предшественницы πότνια θηρῶν. В недавно опубликованной работе Христу указывается на несколько изображений «владычицы зверей» с рыбами22. Так, на беотийской вазе геометрического стиля «владычица зверей» изображена в окружении животных и птиц, а в ее одежду врисована рыба23. Сюда же относится фрагмент с двумя женскими фигурами, держащими сосуд, из которого вытекает вода с рыбами24.

с.36 Рассматривая следы этого образа в представлениях об Артемиде Агротере, начнем с одного места из комедии Аристофана «Всадники». Агоракрит рассказывает о своем предложении афинскому Совету: «Опять Совет склонился к нему. Я же, когда увидел, что побежден навозом, обогнал его двумястами коров и посоветовал дать обет Агротере насчет тысячи коз назавтра, если сто трихид будут стоить один обол»25. Возникает догадка, нет ли здесь существенной связи между «Агротерой» и «трихидами», почему Агоракрит предлагает коз, почему именно тысячу? Схолии к Аристофану и современные издатели на этом вопросе не останавливаются26.

Но в одной из эпиграмм Аполлонида27 Артемида имеет прямое отношение к рыбам: «Триглу с раскаленного угля и фикиду тебе, хранительница вод, Артемида, приношу в дар я, Менис-рыболов, — и вино, налив до краев и раскрошив сухой кусок хлеба, — приношение бедняка, за которое ты давай мне всегда полные сети улова; в твоих руках все сети, блаженная»28.

В комментарии к стиху 39 гимна к Артемиде Каллимаха еще Шпанхейм говорил о ней как о богине, покровительнице рыболовства, ссылаясь на Плутарха29. И в самом деле, мы находим у Плутарха такое упоминание Агротеры: «...наш сверстник Оптат почтил Агротеру многими лучшими частями и морского и лесного улова, а также богиню Динтинну...»30.

Наконец, из плиты, найденной на Таманском полуострове, мы узнаем, что «Ксеномид, сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротере при Перисаде, сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, торетов и дандариев»31. Станица Ахтанизовская, где была найдена эта плита, расположена на самом берегу моря, и вполне вероятно, что тамошние греки и местное население, более или менее эллинизированное, с.37 занимавшееся здесь рыболовством, почитало Агротеру как покровительницу рыбной ловли.

Естественно, материал Причерноморья меньше всего подходит для раскрытия природы греческих культов: мы редко обнаруживаем их там в чистом виде. Но мы хорошо знаем, что для Афин V, IV веков рыболовство представляло собой один из основных источников добывания пропитания, в отличие от охоты, которая была лишь видом спорта афинской аристократии, а район станицы Ахтанизовской был одним из центров, откуда рыба экспортировалась в Грецию.

Итак, все вышеприведенные тексты свидетельствуют о связи Артемиды Агротеры с рыбной ловлей.

Теперь вернемся к «Всадникам» Аристофана и попытаемся выяснить, как и чем связаны «трихиды» и «Артемида Агротера».

Колбасник, придя с Совета, рассказывает о словесном поединке с Кожевником, где каждый вносил предложения, стремясь склонить Совет на свою сторону. Агоракрит посоветовал зарезать Агротере тысячу коз, если трихиды будут сотнями продаваться по одному оболу. Тысяча — это явное преувеличение ради шутки — больше в два раза, чем за помощь при Марафоне, ведь Артемиде по обету, данному ей при Марафоне, жертвовали по пятьсот коз. Теперь понятно, почему именно Агротере обещает тысячу коз Колбасник — она ответственна за рыбную ловлю. Если она является богиней и покровительницей рыболовства, значит она может способствовать удачному лову, следовательно, сделать трихид дешевыми на рынке значит облагодетельствовать этим афинских бедняков.

Таким образом, нами были рассмотрены два аспекта культа Артемиды Агротеры. Это — общественный государственный культ военной богини, связанный с древним празднеством 6-го боэдромиона и расширенный в связи с обетом, данным ей при Марафоне, прослеживающийся до I в. н. э. И культ богини, покровительницы рыбной ловли, где наряду с общественным характером культа мог иметь место и частный культ.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. I. München, 1967, S. 307.

2 Chryssanthos Christou A. Potnia Theron. Eine Untersuhung über Ursprung, Erscheinungsformen und Wandlungen der Gestalt einer Gottheit. Thessaloniki, 1968, S. 15.

3 Hom., Il., XXI, 470.

4 Hom., Il., XII, 146; XXI, 486; VI, 133; XI, 611.

5 Xen., Anab., III, 2, 11; Plut., De mal. Herod., 862a–e; Aristot., Athen. Pol., LVIII, 1; Ael., Var. Hist., II, 25; Polux., VIII, 91; Schol. Arist. Equit. 660.

6 Xen., Hellen., IV, 2, 20.

7 Schol. Arist. Equit. 660.

8 Xen., Anab., III, 2, 11.

9 Hammond N. G. L. The Campaign and the battle of Marathon. The Journal of Hellenic Studies. LXXXVIII, 1968, p. 40–41; Macan R. W. Herodotus, Books IV–VI, vol. II. Oxford, 1895, p. 161–164; Курциус Эд. История Греции. II. М., 1883, с. 19.

10 IG, II–III2, 1006; 1008; 1011; 1028; 1029; 1040; 1299.

11 Plut., De mal. Herod., 862a.

12 Надписи IG, II–III2, 1006; 1008; 1011 относятся к годам 129/8–103/2. Надписи IG, II–III2, 1028–1029 — к 102/1–31/30. Надпись IG, II–III2, 1040 — начала или середины I в. до н. э.

13 Крепость Фила получила название от дема, который древнее ее. Крепость расположена по дороге из Афин в Фивы. По данным археологии, крепость возникла в IV в. до н. э. Между 294 и 283 годами, как вытекает из содержания данной надписи, в крепости стоял гарнизон. Начиная со II в. до н. э. археологических данных или свидетельств источников о крепости Фила больше нет (Wiesner Z. Pauly-Wissowa. Real-Enzyclopädie, 39. Stuttgart, 1941, Sp. 1011–1013).

14 IG, II–III2, 1299. «Агротере» в греческом тексте соответствует Ἀρτέμιδι τῇ [Ἀγροτέρα]ι. Надпись восстановлена по аналогии с другими эфебическими надписями 1006, 1008, 1011, 1028, 1029.

15 Meyer Ed. Forschungen zur Alten Geschichte II. Halle, 1899, S. 90.

16 IG, I2, 310118; IG, I2, 310220; IG, I2, 324.

17 Meyer Ed., Op. cit., S. 90.

18 IG, I2, 310220.

19 Kirchhoff. Bemerkungen zu den Urkunden der Schatzmeister der anderen Götter. — Philologische und historische Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften zu Berlin. 1864, S. 30.

20 Lang M. and Meritt B. A text of the logistal inscription. — The classical quarterly. 1968, 18, p. 84–95.

21 Thompson E. Notes on Athenian Finance. — Classica et mediaevalia. 1968, vol. XXVIII, fasc. 1–2, p. 216–240.

22 Christou A. Potnia Theron. Eine Untersuchung über Ursprung Erscheinungsformen und Wandlungen der Gestalt einer Gottheit. Thessaloniki, 1968, S. 15.

23 Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. I. München, 1955, Taf. 30(3).

24 А. Христу в своей работе ссылается на книгу Contenau G. Manuel d’archeologie orientale. II. Paris, 1952, 681. Abb. 472.

25 Arist., Equites, 660.

26 Aristhophanes. Comoediae. I. Ed. Th. Bergk. Lipsiae, 1877; Aristophanes. Scholia graeca in Aristophanem. Ed. Dübner. Jaris, 1842; Aristophanes Comoediae Ed. Ribbeck. B., 1867; Ausgewählte Komödien des Aristophanes. Hrsg. v. Kock. I. B., 1862 и др.

27 Аполлонид — автор 31 эпиграммы. Жил в I в. н. э. Родом, вероятно, из Анфедона (Reitzenstein R. Pauly-Wissowa II. Stuttgart, 1896, Sp. 119–120).

28 Anthologia Palatina, VI, 105 (Apollonides).

29 Ezechielis. Spanhemii in Callimachi hymnos observationes. Ultrajecti, 1697.

30 Plut., De sollert. animal., 965 C–D.

31 CIRB — Корпус Боспорских надписей. М.; Л., «Наука», 1965, № 1014.


© Кафедра истории древнего мира СГУ, 1974

Hosted by uCoz