Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений


Парфенова Н. В.

Язычники в осажденном Риме (408–410 гг.)

Античный мир и археология. Вып. 12. Саратов, 2006. С. 253–261


Для просмотра текста на древнегреческом языке необходимо установить шрифт GR Times New Roman

с.253 После гибели Стилихона (22 августа 408 г.), фактического правителя Западной Римской империи при императоре Гонории, для Рима наступила наиболее трагическая пора за все время его существования. В течение двух последующих лет Городу пришлось пережить три осады Алариха, сопровождавшиеся страшным голодом и массовыми беспорядками, и, наконец, взятие и разграбление. Тяжелое положение, в котором оказались римляне, горе и страдания, выпавшие на их долю, обострили внутренние противоречия, в частности, непрекращающуюся борьбу между язычеством и христианством и заставили вновь обратиться за помощью и поддержкой к древним богам. То, что произошло в Риме в 408–410 гг. по инициативе Габиния Барбара Помпеяна и Приска Аттала, едва ли можно назвать попыткой языческой реставрации, но для гонимых язычников, несомненно, наступила некоторая «оттепель». Выяснение сути данного явления и составляет предмет настоящей статьи.

Хотя решающая битва была проиграна приверженцами древней религии в 394 г. на р. Фригид, когда войска Евгения потерпели поражение от Феодосия и главный лидер языческой оппозиции Никомах Флавиан-старший покончил жизнь самоубийством, однако язычество продолжало существовать еще не одно десятилетие и втайне надеяться на лучшие времена. Об этом свидетельствуют как многочисленные, часто повторяющиеся законы, направленные против сторонников древних богов1, так и необходимость создания новых произведений христианских апологетов для защиты господствующей религии от нападок приверженцев традиционных верований.

Когда Аларих осадил Рим в конце 408 г., префектом города был номинальный христианин Никомах Флавиан-младший, назначенный, по-видимому, уже после смерти Стилихона2. Воспользовавшись всеобщей паникой, язычники попытались усилить свое влияние и свести старые счеты. Сенат выдвинул обвинение в государственной измене и в сговоре с варварами против вдовы Стилихона Серены, полагая, что она, желая отомстить за убийство мужа, призвала с этой целью готов. Сенат приговорил Серену к смерти, видя в ней виновницу обрушившихся на Рим бедствий (Zos. V. 38. 1–5; Olymp. Fr. 6). Римляне надеялись, что после казни предательницы варвары снимут осаду, поскольку не будет человека, способного сдать им город. Это подозрение в измене в действительности было беспочвенным, однако, по мнению язычников, Серена была справедливо наказана за свое непочтительное отношение к богам. Зосим рассказывает историю о том, как в свое время с.254 Серена, посетив храм Magna Mater в Риме, сняла со статуи украшения и надела на свою шею (V. 38. 2–5). Пожилая весталка строго выбранила ее за оскорбление языческой святыни. Серена не только ответила очень грубо, но и приказала своим сопровождающим прогнать ее прочь. Покидая храм, старая женщина прокляла обидчицу, ее мужа и детей, призвав богов обрушить на них заслуженную кару. Впоследствии, по словам Зосима, Серену якобы часто, как во сне, так и наяву, посещал призрак, предсказывая скорую смерть. Теперь вдова Стилихона, по мнению язычников, наконец-то получила по заслугам, и та самая шея, которую она когда-то, совершив кощунство, украсила ожерельем богини, оказалась в петле палача. Ее не уберегло даже близкое родство с императорской семьей3. Язычники, таким образом, могли считать, что проклятие весталки наконец-то сбылось.

Этот эпизод в храме Magna Mater описан Зосимом в связи с посещением Рима Феодосием в 394 г. после его победы над Евгением. Хотя некоторые исследователи ставят под сомнение факт визита императора в Рим4, это не означает, что все вышесказанное о Серене является выдумкой древнего историка. Если даже предположить, что Зосим слегка ошибся с датировкой этого события и приукрасил его некоторыми подробностями, в основе его сообщения, безусловно, лежит реальное событие5.

Но, вопреки ожиданиям римлян, смерть Серены не заставила Алариха снять осаду. Напротив, он продолжал блокаду города, препятствуя ввозу продовольствия. Поначалу жители каждый день ожидали получить помощь из Равенны, резиденции императора, но время шло, а помощи все не было и, отчаявшись, они уменьшили свой зерновой паек наполовину, а впоследствии на 2/3. Когда все запасы продовольствия были израсходованы, за голодом последовал мор, а так как не было возможности вывозить трупы за городскую черту, возникла угроза распространения эпидемий. Нужда достигла такой крайности, что появилась опасность людоедства. В этой обстановке сенат решил вступить в переговоры с варварами, однако требования готского вождя оказались слишком суровыми для того, чтобы их принять (Zos. V. 40).

Находясь в отчаянном положении, новый префект Рима Габиний Барбар Помпеян, вступивший в должность в декабре 408 г., попытался спасти город с помощью публичного совершения жертвоприношений6. с.255 На это неожиданное предприятие его вдохновили этруски (вероятно, жрецы) из города Нарнии, обещавшие ему помощь в проведении церемоний, необходимых, чтобы вызвать гром и молнии, которые отпугнут визиготов7. Они утверждали, что таким образом спасли свой собственный город, который Алариху действительно не удалось взять из-за сильной грозы.

Не желая вступать в конфликт с официальной религией и помня о том, что для проведения любого мероприятия религиозного характера требовалось получить разрешение епископа8, Помпеян решил посоветоваться с епископом Рима Иннокентием, который в столь критической обстановке предпочел спасение города личным религиозным убеждениям и дал неофициальное разрешение на тайное проведение необходимых церемоний (Zos. V. 41. 2)9.

Поначалу префект пытался самостоятельно совершить некие обряды, согласно книгам древних жрецов. Однако этруски заявили, что для достижения желаемой цели церемонии должны быть проведены публично. Требовалось даже, чтобы при этом сенат, следуя традиции, поднялся на Капитолий, отправился в другие храмы и на площади Города (Soz. IX. 6), принося жертвы богам. Языческие сенаторы, как утверждает Созомен (IX. 6), поддерживали инициативу префекта, но они были в меньшинстве, а их коллеги-христиане отказались участвовать в жертвоприношениях. Церемонии не состоялись по загадочной с.256 причине, о которой источники умалчивают. Возможно, в назначенное время никто не рискнул подняться на Капитолий для совершения жертвоприношений, опасаясь сурового антиязыческого законодательства, налагавшего крупный штраф за принесение жертв древним богам. Таким образом, не было выполнено главное условие этрусских жрецов, гарантировавшее успех: участие в церемониях всего сената. Можно предположить, что либо языческие сенаторы, оставшись в меньшинстве, в последний момент не посмели нарушить закон, либо, даже если какая-то часть сенаторов и изъявила готовность принять участие в жертвоприношениях, этруски могли отказаться от выполнения своего обещания, сочтя все мероприятие бесполезным из-за «отсутствия кворума»10.

Несмотря на то, что затея Помпеяна не удалась, в данном случае важен сам факт попытки официального восстановления древних языческих обрядов одним из высших должностных лиц Западной империи — префектом Города, да еще и с согласия наместника Бога на земле. И все это происходит в уже христианской империи, где даже частные жертвоприношения были запрещены еще законом от 8 ноября 392 г. (CTh. XVI. 10. 11)11! Если христианский епископ, папа, дал разрешение на проведение языческих церемоний (пусть даже тайно), следовательно, он допускал существование древних богов и их способность вмешаться в ход событий и спасти Рим от варваров.

Ни Зосим, ни Созомен не говорят о трагическом конце префектуры Помпеяна. Источником информации об этих кровавых событиях служит «Житие св. Мелании», которое умалчивает о попытке префекта восстановить официальные жертвоприношения, лишь вскользь упоминает о его языческих симпатиях (ἐλληνικώτατος ἀφόδρα τυγχάνων — Vita Mel. 19), но дает нам представление о дальнейших событиях.

В начале 409 г. к Алариху было отправлено второе посольство. После долгой дискуссии было, наконец, достигнуто соглашение, что город предоставит готам в качестве выкупа 5 тыс. фунтов золота, 3 тыс. — серебра, 4 тыс. шелковых одежд, 3 тыс. кусков алого сукна и 3 тыс. фунтов перца. Для сбора выкупа уполномоченным был назначен Палладий. Он облагал налогом каждого в зависимости от размеров собственности, но оказался неспособен собрать необходимую сумму, с.257 поскольку многие скрывали свое имущество12. Помпеян, как сообщает Vita Melaniae, внес в сенате предложение реквизировать предназначенную для благотворительных целей собственность Мелании, чтобы собрать требуемый Аларихом выкуп13. После этого он подвергся нападению разбушевавшейся толпы и был растерзан во время голодного бунта (вероятно, в феврале 409 г.)14.

Поскольку не удалось собрать всей суммы, требуемой Аларихом, было решено снять украшения со статуй языческих богов, а также расплавить некоторые из них, сделанные из золота и серебра. Среди уничтоженных оказалась и старинная статуя Virtus, олицетворение римской доблести (Zos. V. 41. 6 sq.). Таким образом, деньги и ценности были собраны, и Аларих позволил римлянам выходить из города и закупать продовольствие в Остии. Но не было выполнено другое условие — готский вождь требовал обмена заложниками между готами и римлянами. Чтобы добиться этого и ускорить ратификацию мирного договора, из Рима в Равенну было отправлено посольство, состоявшее из Аттала, Цецилиана и Максимиана, но оно не добилось успеха. Вслед за первым было отправлено второе посольство, включавшее римского епископа Иннокентия (Zos. V. 45. 5), который предпочел остаться в Равенне и все еще пребывал там во время захвата Рима готами в 410 г. (Oros. VII. 39. 2). Однако заключение мира было отсрочено Гонорием, находившимся под влиянием антиварварски настроенного Олимпия, занимавшего должность magister officiorum15.

После очередного провала переговоров с императором Аларих направил сенату послание с призывом поддержать его в планируемой им кампании против Равенны и, получив отказ, начал вторую осаду Рима (осень 409 г.). Захватив зернохранилища, где находились городские запасы на зиму, Аларих угрожал раздать их своему войску, если его условия не будут приняты. Тогда сенат был вынужден пойти на уступки и избрать, согласно воле готского вождя, нового императора, с.258 которым стал Приск Аттал, который с марта 409 г., после трагической гибели Помпеяна, был префектом Города16. Новоиспеченный правитель далеко не во всем подчинялся Алариху. Вопреки ожиданиям гота, он пытался проводить самостоятельную политику. Впоследствии это стало причиной разногласий между ними и сыграло в судьбе Аттала роковую роль.

Режим Аттала и Алариха был основан на вынужденном союзе «сенаторских» и «варварских» интересов17. Если ключевые военные посты оказались в руках готов18, то главные гражданские должности получила римская языческая аристократия. Аттал был известным приверженцем древней религии19. Его крещение при получении императорских инсигний (явно по настоянию Алариха) арианским епископом Сигесарием (Sozom. IX. 9. 1) было простой формальностью и едва ли могло изменить его личные религиозные убеждения. Произведенные им назначения подтверждают эту мысль.

Префектом Рима был назначен сенатор Марциан20, отец Таррутения Максимиана (или Максимилиана), коллеги Аттала во время его миссии в Равенну. Преторианская префектура досталась Постумию Лампадию, бывшему префекту Города и сенатору, тоже язычнику21. Наконец, консулом 410 г. стал убежденный сторонник древней религии Тертулл (Oros. VII. 42. 8; Zos. VI. 7. 4). Как сообщают источники, этому назначению римляне были особенно рады. По словам Орозия, Тертулл заявил в своей речи в сенате, что он в дополнение к уже занятой им должности консула лелеет надежду стать понтификом22. Его слова демонстрируют, насколько раскованно почувствовали себя язычники при Аттале, хотя языческие храмы были давно закрыты, а жрецы разогнаны. Созомен (IX. 9) прямо пишет о надеждах язычников на то, что новый правитель «будет открыто поддерживать их суеверия и восстановит старые храмы, празднества и алтари». Но, с другой стороны, ариане также рассчитывали на покровительство нового императора и на возврат церквей, которые принадлежали им в правление Констанция II и Валента.

Хотя юридически положение язычества при Аттале особенно не изменилось, но языческая группировка вновь обрела влияние среди сенаторов, поскольку ее политику сотрудничества с Аларихом с.259 поддерживали многие христиане и даже папа Иннокентий I. По мнению А. Шастаньоля, разобщенная христианская партия уже не имела перевеса в сенате23, лишь небольшая группа, возглавляемая Анициями (одна из первых аристократических семей, принявших христианство), осталась верной Гонорию или как минимум отказалась от какого-либо союза с язычниками (Zos. VI. 7. 4).

Став императором, Аттал произнес в сенате яркую, полную оптимизма речь, в которой обещал восстановить прежние полномочия сената, установить господство Италии над Египтом и другими восточными провинциями и вновь сделать Рим столицей империи24. Аттал чеканил медальоны, изображающие Рому на троне с шаром и Викторией, держащей корону, с легендой Invicta Roma Aeterna. По замечанию Штефана Элберна, это был последний император, который подчеркивал величие Рима25.

Чтобы обеспечить снабжение римлян и их готских союзников продовольствием, Аттал послал небольшое римское войско в Африку против поддерживающего Гонория комита Гераклиана. По этому поводу у него возникли разногласия с Аларихом, предлагавшим отправить туда крупное варварское войско, способное наверняка обеспечить победу. Но Аттал, получив предсказание, что он покорит Африку без боя, наотрез отказался доверить это предприятие варварам (Zos. VI. 7. 5; Sozom. IX. 8. 3). Тот факт, что он консультировался с оракулом насчет такого важного дела, служит еще одним важным доказательством приверженности нового императора язычеству.

Тем временем Аттал и Аларих двинулись на Равенну, чтобы вынудить к отречению Гонория, который был так испуган, что отправил к узурпатору посольство во главе с Иовием26, предложив совместно управлять империей, и уже начал чеканить монеты с именем Аттала27. Но тот отказался делить власть с Гонорием и требовал его отречения, а взамен обещал обеспечить ему достойное содержание на одном из островов близ Италии по его выбору. Перешедший на сторону Аттала Иовий, передавая Гонорию ответ узурпатора, добавил от себя, что лишенному власти императору, перед тем как отправить его в ссылку, с.260 нанесут увечье28. Напуганный Гонорий собрался бежать на Восток к Феодосию II, но тут прибывшее в Равенну из Константинополя подкрепление нарушило планы Алариха и позволило легитимному императору защитить город.

В это же время стало известно, что малочисленное войско, посланное Атталом в Африку, было с легкостью разбито Гераклианом, который немедленно прекратил поставки продовольствия в Рим, что стало причиной сильного голода, резко подскочивших цен на хлеб и спекуляции. Так как Аттал вновь отказался послать готские войска для покорения Африки, справедливо опасаясь, что они поселятся там навсегда, Аларих, подстрекаемый Иовием, низложил своего строптивого ставленника в июле 410 г.29 и возобновил переговоры с Гонорием, которые, впрочем, как и все предыдущие, закончились неудачно30. Это привело к третьей осаде Рима, его взятию (24 августа 410 г.) и разорению31.

Так закончилось недолгое правление Приска Аттала (он находился у власти с декабря 409 г. по июль 410 г.), а вместе с ним рухнули и так едва теплившиеся надежды язычников на отмену запрета традиционной религии. Было бы наивно видеть в правлении Аттала намерение возродить языческую религию. Сам император, крещенный готским арианским епископом, едва ли мог оказать ей открытую поддержку. Правда, как показал пример Евгения, в таких делах можно было идти двумя путями сразу: Аттал вполне мог проявить религиозный либерализм по отношению как к язычникам, так и арианам и прочим христианам.

Конечно же, кардинальные перемены в положении язычества в Римской империи были невозможны. Христианство уже окрепло, набрало силу, так что в то время император-язычник был попросту с.261 немыслим32. Не случайно и сам Аттал был вынужден креститься, получив власть из рук Алариха. Но, если нельзя было восстановить традиционную религию в качестве государственной, то Аттал вполне мог обеспечить свободу проведения языческих церемоний (хотя бы частными лицами), открыть храмы и прекратить преследование приверженцев древних богов. Ведь многие в то время принимали христианство не по личным убеждениям, а лишь для того, чтобы сделать карьеру. Язычнику сделать ее было гораздо труднее, особенно на военном поприще33.

Однако следует признать, что, даже если бы правление Аттала продлилось подольше и он проводил бы политику толерантности по отношению к язычеству, это могло лишь отсрочить гибель древней религии34. К тому же длительное мирное сосуществование с христианством едва ли было реально, поскольку эта религия нетерпимости не выносила никакого инакомыслия.

Natalia V. Parfeunova (Saratov). Les Païens à Rome assiégé (408–410)

Le temps après la mort de Stilicon fut le plus tragique que Rome ait connu. Pendant les deux années suivantes la Ville Éternelle supporta les trois sièges d’Alaric accompagnés de famines, de désordres et enfin la prise et le sac par les goths. C’est la situation grave, les souffrances differentes échues aux Romains qui firent le préfet de la Ville G. Barbarus Pompeianus avec le soutien d’une partie de l’aristocratie sénatoriale païenne de se tourner vers les dieux anciens. Pour délivrer Rome du péril Pompeianus essaya de rétablire les sacrifices publics, mais ses efforts furent infructeux. Les espoirs des païens se réveillèrent sous l’usurpation d’Attale en 410, mais ils furent à nouveau déçus. Il ne faut pas envisager les événements de 408–410 comme une tentative de la restauration du paganisme. Ce fut une petit «dégel» dans la vie des païens poursuivis. Le phénomène pareil fut seulement possible dans la situation extraordinaire.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Salzman M. R. The Evidence for the Convertion of the Roman Empire to Christianity in Book 16 of the Theodosian Code // Historia. 1993. Bd. 42. H. 3. P. 367 f.

2 Chastagnol A. La préfecture urbain à Rome sous le Bas-Empire. P., 1960. P. 446 f.

3 Серена была племянницей Феодосия I, дочерью его старшего брата. Кроме того, император Гонорий был женат на обеих ее дочерях: сначала на Марии (умершей вскоре после свадьбы), затем на Ферманции, с которой развелся после казни ее отца Стилихона (Zos. V. 28, 35, 37; Jord. Get. 154; Olymp. Fr. 2). Сын Серены Евхерий был убит по приказу Гонория незадолго до казни матери (Zos. V. 34–35, 37).

4 См.: Ensslin W. War Kaiser Theodosius I zweimal in Rom? // Hermes. 1953. Bd. 81. S. 100–183.

5 См.: Seeck O. Serena // RE. 1923. 2. R. Hbd. 4. Sp. 1673.

6 В статье Дж. Манганаро (Manganaro G. La reazione pagana a Roma nel 408–9 d. C. e il poemetto anonimo «Contra Paganos» // GIF. 1960. № 13. P. 210–224) утверждается, что Габиний Барбар Помпеян является главным героем Carmen contra paganos, принадлежащей неизвестному автору. Традиционно принято считать, что в этой поэме описываются события 394 г. (языческое возрождение в Риме при императоре Евгении) и речь идет о Никомахе Флавиане-старшем. Доводы Дж. Манганаро, на мой взгляд, были блестяще опровергнуты Дж. Мэттьюзом (Mattews J. The Historical Setting of the «Carmen contra paganos» // Historia. 1970. Bd. 19. P. 474–478). Точка зрения Дж. Мэттьюза поддержана подавляющим большинством специалистов: Chastagnol A. Les Fastes de la préfecture de Rome au Bas-Empire. P., 1962. P. 266. N. 113.; Bloch H. The Pagan Revival in the West at the End of the Fourth Century // The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century / Ed. by Momigliano A. Oxf., 1963. P. 217; O’Donnel J. J. The Career of Virius Nicomachus Flavianus // Phoenix. 1978. Vol. 32. № 2. P. 141 f. Питер Браун, напротив, признает верной гипотезу Дж. Манганаро (Brown P. R. L. Aspects of the Christianization of the Roman Aristocracy // JRS. 1961. Vol. 51. P. 3).

О событиях префектуры Помпеяна сообщают главным образом Зосим и Созомен, основным источником которых был, по-видимому, Олимпиодор (Matthews J. F. Olympiodorus of Thebes and the History of the West (A. D. 407–425) // JRS. 1970. Vol. 60. P. 84). Оба автора несколько тенденциозны: если немногословный Созомен, не забывающий при случае сослаться на волю Божию, описывает интересующие нас события с христианской точки зрения, то более красноречивый Зосим является представителем взглядов языческой оппозиции. Таким образом, они прекрасно дополняют друг друга.

7 А. Шастаньоль полагает, что это были гаруспики (Chastagnol A. La préfecture… P. 166).

8 Ibid. P. 167.

9 По мнению Геффкена, «христианство, будучи еще молодой религией, было неспособно обеспечить мощную поддержку, в которой во времена серьезных внешних опасностей нуждался народ; в своих несчастьях люди всех рангов, высокого и низкого, продолжали обращаться к древней религии» (Geffcken J. The Last Days of Greco-Roman Paganism. Amsterdam, 1978. P. 226). В. Энслин сомневается по поводу самого факта этого соглашения Помпеяна с римским папой (Ensslin W. Gabinius Barbarus Pompeianus // RE. 1952. Hbd. 42. Sp. 1997), но Геффкен и Шастаньоль считают эту договоренность бесспорной. См.: Geffcken J. Loc. cit.; Chastagnol A. La préfecture… P. 447.

10 Э. Гиббон (История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи. М., 1997. Т. 3. С. 447 сл.) по этому поводу писал: «Большинство членов этого почтенного собрания (сената. — Н. П.), из опасения прогневить Бога или императора, отказалось от участия в таком деянии, которое, по-видимому, было бы почти равносильно публичному восстановлению язычества». Геффкен (Geffcken J. Op. cit. P. 227) замечает, что «впоследствии они могли проклинать себя за такую нерешительность». По мнению А. Шастаньоля (Chastagnol A. La préfecture… P. 167), в решающий момент сенаторы отказались от участия в церемониях, не пожелав нарушить закон. Видимо, языческая аристократия сомневалась в своей силе и возможности идти против течения.

11 Языческие храмы были окончательно закрыты в соответствии с законом 399 г. (CTh. XVI. 10. 16). В законах 407–408 гг. язычество клеймится как суеверие (superstitio), а жертвоприношения именуются «кощунственными» (sacrileges ritus — CTh. XVI. 10. 19. 3).

12 Палладий столкнулся с недовольством сенаторов, которые не имели либо возможности, либо желания собрать необходимые ресурсы. См.: ἢ τῶν κεκτημένων μέρος τι τῶν ὄντων ἀποκρυψάντων ἢ καὶ ἄλλως πῶς εἰς πενίαν τῆς ἐλθούσης (Zos. V. 41. 5).

13 Несколько слов о самой Мелании. Она происходила из очень богатой римской семьи. С 20-летнего возраста она решила вместе со своим мужем Пинианом жить в целомудрии. Супруги полностью посвятили себя религиозной жизни. Продавая унаследованную от предков собственность, они тратили деньги на благотворительность. Ежегодный доход Мелании составлял 120 тысяч солидов (PLRE. I. P. 593).

14 Chastagnol A. Les Fastes… P. 266. На этом основании некоторые исследователи делают вывод о том, что плебс в большинстве своем был христианским (см.: Chastagnol A. La préfecture… P. 167). На мой взгляд, неправомерно считать, что Помпеян был убит за свою приверженность религии предков, и едва ли существует связь между его предложением реквизировать собственность св. Мелании-младшей и его последующей гибелью. Голодный плебс был заинтересован в скорейшем снятии блокады, а средства, предназначенные на благотворительные цели, было бы весьма логично использовать для спасения жителей Рима от голодной смерти. Кроме того, кучка взбунтовавшихся христиан не может отражать религиозные убеждения всего плебса. Необходимо также учитывать тенденциозность таких источников, как жития святых.

15 Ensslin W. Olympius // RE. 1939. Hbd. 35. Sp. 246; Mattews J. Western Aristocracies and Imperial Court. A. D. 364–425. Oxf., 1975. P. 293.

16 Philost. XII. 3; Soz. IX. 8. 1; Zos. VI. 6. О его избрании см.: Olymp. Fr. 3; Philost. XII. 3; Socrat. VII. 10; Sozom. IX. 8. 1; Procop. Bell. Vand. I. 2. 28. Подробнее о карьере Приска Аттала см.: Chastagnol A. Les Fastes… P. 266–268.

17 Matthews J. Western Aristocracies… P. 297.

18 Аттал назначил Алариха на должность magister utriusque militiae, а его шурина Атаульфа — comes domesticorum (Sozom. IX. 8; Philostorg. XII. 3).

19 Ἕλλην τὴν δόξαν — Philostorg. XII. 3. Ср.: Sozom. IX. 9. 1.

20 Марциан хорошо известен по его отступничеству и возвращению к религии предков во время правления Евгения, чем и заслужил должность проконсула Африки (Carm. contra paganos. 86).

21 Zosim. V. 29. 9; Chastagnol A. La préfecture… P. 443.

22 Loquar vobis, patres conscripti, consul et pontifex, quorum alterum teneo, alterum spero (Oros. VII. 42. 8).

23 Chastagnol A. Op. cit. P. 447.

24 Zos. VI. 7. 3. Ср.: ὐπισχνούμενος τὰ πάτρια τῇ συγκλήτῳ φυλάξειν, καὶ τὴν Αἴγυπτον καὶ πάσαν τὴν πρὸς ἕω ἀρχομένην ὑπήκοον Ἰταλοῖς ποιήσειν — Sozom. IX. 8.

25 Eibern St. Usurpationen im Spätrömishen Reich. Bonn, 1984. S 109.

26 Иовий был старым другом и клиентом Алариха (Zos. V. 48. 2). После падения Олимпия получил должность префекта претория Италии. По отношению к Алариху избрал политику дипломатии и консолидации. Вскоре после его вступления в должность готский вождь прислал ему приглашение на переговоры в Аримин, чтобы обсудить условия мира (см.: Matthews J. Western Aristocrascies… P. 293).

27 Olymp. Fr. 13; Philostorg. XII. 3; Sozom. IX. 8. 5; Zos. VI. 7. 6–8. О монетах с именем Аттала см.: Seeck O. Priscus Attalus // RE. 1896. Bd. 2. 2. Sp. 2178. Поведение Гонория становится понятным, если учесть, что одновременно императору угрожал другой узурпатор — Константин III, который под предлогом борьбы против Алариха двинулся в Италию и вместе с Алобихом, занимавшим при Гонории должность magister equitum, составил заговор с целью добиться господства над всей Западной империей. См.: Elbern St. Op. cit. P. 33.

28 Zos. VI. 8. 1. Олимпиодор (Olymp. Fr. 13) утверждает, что Аттал был крайне недоволен таким заявлением Иовия, но все же оставил его у себя на службе. В дальнейшем интриги Иовия во многом способствовали низложению Аттала.

29 Zos. VI. 12. 3; Sozom. IX. 8. 1.См. также: Hodgkin Th. The Dynasty of Theodosius. N. Y., 1971. P. 161 f.; Schmidt L. Die Ostgermanen. München, 1934. S. 445; Stein E. Geschichte des spätrömischen Reiches. Wien, 1928. Bd. 1. Von römischen zum byzantischen Staate (284–476 n. Chr.). S. 392 f.

30 Активную роль в срыве переговоров сыграл германец Сар, уже давно враждовавший с Аларихом и его шурином Атаульфом. В это время Сар, вероятно, занимал пост magister equitum praesentalis у Гонория. См.: Diesner H.-J. Das Buccellariertum von Stilicho und Sarus bis auf Aetius. // Klio. 1974. Bd. 54. S. 333.

31 Тем не менее, после 410 г. религиозные чувства христиан поколебались (см.: Marcone A. Il sacco di Roma del 410 nella riflessione di Agostino e di Orosio // RSI. Napoli, 2002. A. 94. Fasc. 3. P. 855). По словам А. Х. М. Джонса, «разграбление Рима в 410 г. рассматривалось язычниками как яркое доказательство того, что боги были разгневаны решением императора запретить их культ» (Джонс А. Х. М. Гибель античного мира. Ростов, 1997. С. 465). Христиане почувствовали реальную угрозу со стороны традиционной римской религии и всерьез, хотя и безосновательно, опасались возрождения язычества (Грант М. Крушение Римской империи. М., 1998. С. 155). Их стремление предотвратить реставрацию древних культов вылилось в создание апологетических произведений, написанных для защиты христианской религии.

32 Elbern St. Op. cit. S. 102.

33 Закон от 14 ноября 408 г. (CTh. XVI. 5. 42) отдавал ортодоксальным христианам предпочтение при назначении на высокую военную должность: Eos, qui catholicae sectae sunt inimici intra palatium militare prohibemus. Хотя этот закон был в первую очередь направлен против еретиков, известны случаи его применения в отношении язычников. А уже в 416 г. был издан закон, направленный непосредственно против язычников и запрещавший им находиться на любой императорской службе (CTh. XVI. 10. 21).

34 Единственно возможный способ ее существования в это время — домашние культы. Но язычество имело силу лишь тогда, когда было государственной религией: все церемонии и обряды должны были выполняться от имени государства, иначе они не имели смысла.


© Кафедра истории древнего мира СГУ, 2006

Hosted by uCoz