Главная страница | Редакционная коллегия | Алфавитный список статей | Список сокращений


Кац Т. П.

К вопросу о периодизации древнейшей истории Сардинии

Античный мир и археология. Вып. 4. Саратов, 1979. С. 191-204


с.191 Древнюю историю Сардинии принято делить на два больших периода: доримский (до завоевания острова Римом в 238 г. до н. э.) и период римского господства1, однако благодаря накоплению археологического материала к настоящему времени появилась возможность наметить более детальную периодизацию истории доримской Сардинии.

с.192 Собственной письменной традиции древние сарды не оставили, так как не знали письменности. Данные античных авторов об острове отрывочны, часто легендарны, тенденциозны и ненадежны, поэтому главным источником для изучения ранних периодов истории Сардинии служат археологические материалы.

Сардиния, расположенная на пересечении морских путей, ведущих из Западного Средиземноморья в Восточное, уже с конца III — начала II тыс. до н. э. играла роль промежуточного связующего пункта. В формировании ее древней цивилизации принимали участие и восточно- и западносредиземноморские элементы. Древнейшие связи острова ведут на Крит, Кипр, Киклады, в Северную Африку, Южную Францию, Испанию, Балеарские острова, Италию, Сицилию, Мальту. Древнейшая сардская цивилизация складывалась в результате сложных процессов взаимовлияний и приобрела очень самобытный характер. При современном состоянии знаний невозможно выяснить подробности этих процессов, однако наметить общие линии возможно.

Заселение Сардинии по сравнению с близлежащими к ней материковыми районами и даже Сицилией и Мальтой начинается относительно поздно. До сего времени на острове не обнаружено никаких следов жизнедеятельности человека в палеолитический период. Первые поселенцы в Сардинии появились в эпоху позднего неолита. Сардский неолит представлен небольшим количеством материалов (изделия из обсидиана и кварца), не имеющих аналогий в других районах Средиземноморья2. Малочисленность материалов и отсутствие аналогий не позволяют выяснить их датировку и происхождение. Дж. Лиллью отмечает, что сардский неолит характеризуется замедленностью развития, архаизмом и сохраняет много черт предшествующей мезолитической эпохи. Он предположительно считает, что появление на острове первых поселенцев можно отнести к середине III тыс. до н. э. и что неолитическая культура острова могла иметь западное происхождение3. Очевидно, неолитическое население не оказало сколько-нибудь существенного влияния на дальнейшее развитие острова и слилось с носителями энеолитических культур.

с.193 Энеолитические культуры Сардинии свидетельствуют о приходе новых поселенцев, с первой волной которых исследователи связывают погребальные сооружения в виде каменных ящиков — дольмены, обнаруженные на севере острова в Галлуре4. Основная масса памятников сконцентрирована на равнине у местечка Арцакена, от которого и получила свое название археологическая культура.

В 10 км от моря на равнине Ли Мури вскрыты пять каменных ящиков, окруженных кромлехами. Могилы разграблены еще в древности, керамика найдена только во фрагментах, от погребального инвентаря сохранились лишь отдельные изделия из камня и кости. Из-за плохой сохранности обнаруженных материалов выяснение хронологии и исходной точки движения носителей культуры Арцакена представляет сложность. В самой Сардинии погребения, подобные погребениям из Ли Мури, редки, между тем как они довольно обычны для других районов Западного Средиземноморья — Корсики, юга Франции и Апеннинского полуострова, Каталонии и Северной Африки5. Близкие по конструкции к Ли Мури погребальные сооружения Пиренейского полуострова в последнее время датируются радиокарбонным методом 2340±85 г. до н. э.6 Однако из сходства погребальных сооружений еще не следует, что культура Арцакена имела западносредиземноморское происхождение7. Каменные ящики были широко распространены в III–II тыс. до н. э. и позже не только в Западном, но и в Восточном Средиземноморье, на побережье Атлантического океана, на Кавказе и даже в Индии8. Следовательно, они не должны обязательно относиться к какой-то одной или даже нескольким близким археологическим культурам. Видимо, не исключена возможность их с.194 самостоятельного и независимого возникновения в разных районах, имеющих сходные природные условия9.

Когда были проанализированы все составляющие культуру элементы, особенно погребальный инвентарь, оказалось, что аналогии ему надо искать не в Западном, а в Восточном Средиземноморье; черты сходства с погребальным инвентарем мегалитов Испании и Франции почти не прослеживаются10. Каменные навершия булав и стеатитовые бусы имеют аналогии в Эгейском бассейне на Крите периодов раннеминойского II и III и среднеминойского I; стеатитовая чаша с катушкообразными ручками находит ближайшие аналогии среди чаш, обнаруженных в каменных ящиках кикладского типа конца III тыс. до н. э. в Агиос-Космас в Аттике11. Восточное происхождение культуры Арцакена теперь считается доказанным. По всей видимости, это население было также немногочисленным и могло освоить лишь несколько прибрежных долин, о чем свидетельствует немногочисленность памятников этой культуры и ограниченность зоны их распространения.

Основной энеолитической культурой острова является культура Сан-Микель-Озиери12, на базе которой впоследствии выросла нурагическая цивилизация. Памятники культуры Сан-Микель, известные к настоящему времени, сосредоточены в плодородных районах западной части острова. Известно более 1000 высеченных в скале склепов, давших материалы культуры Сан-Микель. Местное название этих сооружений — «дома ведьм», они обычно изолированны, иногда встречаются по два-три, реже — более крупными группами (например, группа Ангелу Рую состоит из 31 гробницы), погребальный обряд — коллективное захоронение13.

Критерием для выделения культуры Сан-Микель-Озиери, как и выяснения зоны ее распространения на острове, с.195 послужили своеобразные формы и орнаментация керамики. Самыми типичными являются полукруглые и ладьеобразные чаши (часто на трех ножках) с лощеной поверхностью, по обмазке которой нанесены полосы красной охрой. Особенно богато орнаментированы небольшие по размеру сосуды: врезной орнамент на них выполнен до обжига тонким углублением, иногда в накольчатой технике; в нескольких случаях для нанесения орнамента использованы раковины14. В тех местах, где возможно установить последовательность культурных слоев, материалы культуры Сан-Микель следуют за неолитическими и предшествуют находкам, относящимся к эпохе ранней бронзы15. Основным местом обитания носителей культуры Сан-Микель на ранних этапах были гроты и пещеры (особенно много их в юго-западной части острова, например, грот Сан-Бартоломео и пещеры С. Элиа около Кальяри, гроты Сан-Микель и Кармело в Озиери). Позже основным жилищем становятся круглые энеолитические хижины, группирующиеся в поселения. Такие поселения, расположенные обычно в плодородных долинах около рек или прудов, у лагун вдоль побережья от Кальяри до Ористано, зафиксированы приблизительно в 30 пунктах Сардинии. Площадь поселений невелика (1.5–2.5 га), на ней сгруппировано 50–60 хижин (200–300 обитателей)16. Ни одна из деревень еще не раскопана целиком, но даже разведочные работы дали богатый материал: только в одной хижине из Пюистерис (недалеко от Кальяри) обнаружено около 2 тыс. каменных орудий и других предметов, среди которых приблизительно 1300 сделаны из обсидиана17. Широкое использование обсидиана для изготовления режущих орудий является одной из характерных черт энеолита Сардинии, не менее характерная его черта — контраст между редкостью изделий из полированного камня и богатством орудий, не обработанных шлифовкой. Полировка практиковалась лишь при производстве топоров, стамесок, булав18. В «домах ведьм» довольно часто обнаруживаются медные предметы: кинжалы, стрелы, с.196 топоры, кольца, спирали, браслеты, но нет уверенности в том, к каким культурам их отнести — к Сан-Микель или более поздним. По всей вероятности, металл играл незначительную роль в хозяйственной жизни населения19. Находки на местах поселений зернотерок, пестов, ступ свидетельствуют о знакомстве носителей культуры Сан-Микель с земледелием, большое количество костей диких и домашних животных говорит о том, что существенное место в хозяйстве занимали охота и скотоводство, находки пряслиц указывают на значение ткачества.

Формы и орнаментация керамики, изделия из камня и металла, строительные приемы и типы погребальных сооружений, данные антропологических исследований свидетельствуют о восточном происхождении культуры Сан-Микель, но по своим индивидуальным чертам она своеобразна20. Выявлены интересные аналогии сардским энеолитическим погребальным сооружениям («домам ведьм»). Сходные с ними высеченные в скалах камерные могилы имеются в Западном Средиземноморье, в Сицилии, на Балеарских островах, в южной Испании21, напоминают их и погребальные сооружения острова Мальты так называемой культуры Тарксьен22. Сравнимые сооружения в Восточном Средиземноморье обнаружены на островах Эгейского моря (Сиррос, Эвбея) и датируются раннекикладским периодом23. Характерной чертой всех этих сооружений помимо сходства конструкции является их использование в качестве коллективных могил. Восточносредиземноморское влияние прослеживается и в украшении склепов Сардинии головами быков, религиозными символами плодородия, хорошо известными в Восточном Средиземноморье с.197 и особенно на Крите24. С восточносредиземноморскими религиозными влияниями связывают большое количество найденных в Сардинии женских статуэток из мрамора и кальцита (сейчас их известно около 20). Хотя их связь с культурой Сан-Микель прямо не доказана, принадлежность их к энеолиту несомненна25. Сардские статуэтки поразительно схожи с кикладскими «идолами», широко распространенными на островах Эгейского моря и на Крите в конце III — начале II тыс. до н. э., при этом существенно отметить, что в западной и центральной части Средиземноморья, кроме Сардинии, подобные мраморные фигурки кикладского типа представлены единственным экземпляром на острове Мальта26. Исследователи отмечают, что сардские статуэтки довольно своеобразны и это позволяет их считать изделиями местных мастеров. Анализ фигурки из Сенорби и некоторых экземпляров из Ангелу Рую показывает, что они изготовлены из местного мрамора27.

Вывод о непосредственном влиянии восточносредиземноморской культуры на энеолитическую Сардинию подтверждается и анализом керамики культуры Сан-Микель. Относящиеся к ней чаши на трех ножках в Западном Средиземноморье неизвестны, между тем как они широко представлены на Крите, Эгейских островах и на побережье Малой Азии28. Вместе с тем керамика культуры Сан-Микель близка мальтийской керамике Тарксьен29.

Сходство и взаимовлияния этих культур несомненны. Брей приходит к выводу об их одновременном существовании и достаточно тесных контактах между островами30. Сходство между сардской и мальтийской культурами объясняется, по всей видимости, влиянием одних и тех же восточносредиземноморских районов, главным из которых был Минойский Крит. К настоящему времени вполне определенно установлено, что расцвет на Мальте культуры Тарксьен связан с усилением здесь влияния Крита31. Наличие такой связи с.198 облегчает определение времени существования фазы Тарксьен в мальтийской мегалитической цивилизации: она соответствует среднеминойским II и III периодам и таким образом определяется 1850–1550 гг. до н. э. с возможной разницей в ту или иную сторону32. Следовательно, если культура Сан-Микель была одновременна с Тарксьен, ее можно датировать приблизительно теми же хронологическими рамками.

О возникновении контактов между Сардинией и прибрежными европейскими районами свидетельствуют находки на острове предметов материальной культуры, носящей название культуры колоколовидных кубков, которую исследователи связывают с эпохой, переходной от неолита к бронзовому веку33. Большинство ученых полагает, что эта культура возникла в центральной Испании и распространялась оттуда34. Появление западных элементов в культуре Сардинии принято относить ко времени ок. 1800 г. до н. э., хотя датировку следует считать предварительной, так как единственным основанием для нее являются археологические параллели с южной Францией и Пиренейским полуостровом35.

В Сардинии памятники культур Франции и Пиренейского полуострова перемешаны обычно с памятниками культуры Сан-Микель36. Известно около 20 сосудов культуры колоколовидных кубков, найденных на острове, но обнаружено такое же количество чаш на трех ножках (типичная форма керамики культуры Сан-Микель), орнаментированных в стиле колоколовидных кубков37. Большинство типов посуды этого стиля из Сардинии находит аналогии с экземплярами иберийского происхождения38. Металлические предметы (медные кинжалы с треугольными лезвиями и с плоским черенком, медные топоры, спиралевидные браслеты из медной проволоки, бусы), найденные в Сардинии, находят аналогии в Каталонии и южной Франции с преобладанием последней39. Более тесные связи с французским побережьем подтверждает и анализ с.199 металла, из которого были сделаны оружие и предметы украшения40.

Таким образом, первую половину II тыс. до н. э. следует рассматривать как время формирования и развития энеолитической культуры Сардинии, на смену которой пришла нурагическая культура эпохи бронзы. Именно нурагическая культура выражает неповторимый облик древней цивилизации сардов. Свое название она получила от нурагов41, огромных киклопических башен в форме усеченного конуса, выложенных из каменных блоков без связующего раствора. Нураги рассеяны по всему острову, к настоящему времени их известно около 700042. Плотность нурагов (количество, приходящееся на кв. км. площади) в различных местах Сардинии неодинакова: самая большая в северо-западных и центральных районах, например, в Трексенте и Маргине она достигает 0.7–0.9; в ди Логине (Нуоро) на 7.67 кв. км расположено 15 нурагов, что дает среднюю плотность 1.8743.

с.200 Широко представлены керамика, орудия труда, изделия из металла. Среди последних особое место занимают сардские бронзетти, небольшие бронзовые статуэтки вотивного назначения, изображающие людей и животных. К настоящему времени их известно около 400 экземпляров44.

Совокупность всех этих материалов составляет культуру, которую, как и общество, создавшее ее, и период, в течение которого она создавалась, принято называть нурагическими45. Несмотря на условность такого определения, оно вполне правомерно: во-первых, нураги — явление специфически сардское, не встречающееся ни в одном другом районе46; во-вторых, из всех памятников, характерных для этой культуры, к настоящему времени лучше всего изучены именно нураги.

Подъем древнесардского общества наиболее отчетливо выразился в активной строительной деятельности островного населения. Нураги прошли длительную эволюцию. В первоначальном варианте архаический нураг представляет собой изолированную одноэтажную башню в форме усеченного конуса. Вход в нее находился выше уровня земли и попасть вовнутрь было возможно только с помощью приставной лестницы, деревянной или веревочной. Самой характерной чертой этих сооружений был ложный свод, образованный постепенным напуском горизонтальных рядов кладки. В толще стены устраивались ниши, комната внутри башни имела с.201 не круглую, а эллиптическую форму47. Уже к концу II тыс. до н. э. нурагическая башня достигает полного развития в плане и структуре. Появляются усложненные нураги, башни которых имеют не только центральные комнаты, но и вспомогательные помещения. В комнату ведет выходной коридор, в стенах которого устраиваются ниши для стражи. Башни имеют по два-три этажа, которые соединяет лестница, идущая в толще стены. Таким образом нураги эволюционировали как оборонительные сооружения: от одиночных одноэтажных башен к многоэтажным укрепленным дополнительными башнями и стенами сооружениям, под защитой которых находились прилегающие к ним поселения.

Подъем сардского общества сопровождался разрастанием старых и появлением новых поселений. Зафиксировано около 100 нурагических деревень, которые рассеяны по всему острову и располагаются в долинах, на высокогорных плато, на морском побережье48.

Одной из главных причин подъема сардского общества в нурагический период было освоение островным населением металлургии бронзы и эксплуатация местных руд. Остатки горнорудных разработок, плавильных печей, кладов металлических изделий (топоры, мечи, бронзетти) обнаружены почти во всех районах острова и свидетельствуют об интенсивном развитии металлургического производства49.

Раскопки нурагического комплекса Су Нуракси под руководством профессора Дж. Лиллью (университет Кальяри) позволили проследить эволюцию этого комплекса от простейшей башни до сложного многобашенного оборонительного сооружения, выделить последовательную смену строительных периодов в развитии нурага и прилегающего к нему поселения. Стратиграфический анализ обнаруженных материалов позволил установить датировку различных конструкций. Данные раскопок Су Нуракси легли в основу общепринятой теперь периодизации истории нурагической Сардинии50.

с.202 Нурагическая эпоха Сардинии, охватывающая время между 1500 и 238 гг. до н. э. и соответствующая трем периодам средиземноморской истории (средней и поздней бронзы и железному веку), в свою очередь подразделяется на три периода:

1) архаический нурагический период соответствует средней и поздней бронзе в Средиземноморье и характеризуется формированием нурагической цивилизации;

2) средний нурагический (средненурагический) период характеризуется наивысшим подъемом нурагического общества и соответствует раннему железу в Средиземноморье;

3) поздний нурагический (поздненурагический) период характеризуется упадком местной цивилизации и соответствует по времени железному веку Средиземноморья51.

Хронология этих этапов развития нурагической цивилизации представляется следующим образом.

Нурагическая архаика 1500 г. до н. э. — X в. до н. э.
Средняя бронза 1500 г. до н. э. — 1200 г. до н. э.
Поздняя бронза 1200 г. до н. э. — X в. до н. э.
Средненурагический период X–VI вв. до н. э.
Нурагический I нижний Барумини X–IX вв. до н. э. (начало железного века)
Нурагический I верхний Барумини VIII–VI вв. до н. э. (железный век)
Поздненурагический период — нурагический II Барумини VI в. до н. э. — 238 г. до н. э.52

Эта периодизация истории Сардинии и соответствующая ей классификация памятников не могут быть безоговорочно распространены на весь остров, так как она построена на результатах раскопок довольно ограниченной территории. Кроме того, для Сардинии даже в настоящее время типична изолированность отдельных ее районов53, чему во многом способствуют природные условия, гористый с.203 преимущественно характер рельефа. В древности эта изолированность проявлялась еще сильнее, что должно было привести к появлению большого количества местных или, как выражается Дж. Лиллью, «кантональных» вариантов нурагической культуры, проследить которые пока невозможно.

Хронология различных периодов и культур, которые им соответствуют, тоже условна. Она устанавливается по археологическим материалам, обнаруженным не только и не столько в Сардинии. Отсутствие у сардов письменности исключает возможность сопоставить археологические материалы с письменными. Изолированность острова и консерватизм в развитии культуры делают датировку его памятников затруднительной. Для выяснения начальной даты архаического нурагического периода используются результаты радиокарбонного анализа обуглившейся деревянной балки башни нурага Су Нуракси Барумини.

Сначала анализ дал приблизительную датировку 1270±20054, однако в дальнейшем было произведено уточнение и наиболее вероятными данными анализа к настоящему времени признаны 1470±20055. Близкую к этой датировку показал анализ органических остатков из башни нурага Пиццину (Нуоро), причем нураги, материалы которых подвергались анализу, по типу не являются самыми ранними56. Косвенным аргументом для датировки начала архаического нурагического периода служат медные слитки в форме бычьей шкуры с знаками эгейского алфавита (линейное письмо А) или отметками литейщика, найденные на острове около некоторых нурагов57. Слитки, как полагают исследователи, были ввезены в Сардинию с Кипра или Крита, так как подобные им экземпляры были посланы критянами египетским правителям около 1500 г. до н. э. и изображены на стенах гробницы Рехмире, визира фараона Тутмоса III58.

Для датировки периода апогея нурагической цивилизации (средненурагический период) большой интерес представляют некоторые очень характерные формы керамики — кувшины с клювовидным носом, чаши без ручек (пиалы) с геометрическим орнаментом, в большей или меньшей степени с.204 имитирующие аналогичные профили керамики с Италийского полуострова: из могил культуры Вилланова и из протоэтрусских могил, датируемых VIII–VII вв. до н. э.59 Еще большее значение для установления хронологии средненурагического периода имеют находки в Этрурии сардских бронзетти, которые по археологическому контексту датируются VIII–VI вв. до н. э.60

До середины XX века среди исследователей сардских памятников господствовало мнение о том, что между энеолитом и нурагическим периодом существовал значительный разрыв: расцвет энеолитической культуры датируется первой половиной II тыс. до н. э., а основная масса памятников нурагической культуры — первой половиной I тыс. до н. э. Разрыв во времени совпадал с разрывом в культурных традициях, из чего делалось предположение о появлении в Сардинии в конце II тыс. до н. э. новой этнической группы, создавшей нурагическую культуру61. Дальнейшее изучение сардских памятников показало, что разрыв между энеолитом и нурагическим периодом следует сократить. Внимание исследователей было обращено на непрерывность в развитии погребальных сооружений острова — от гротов к дольменам, а от них — к могилам гигантов, типичным памятникам нурагической эпохи, и на ранние формы нурагов, строительные традиции которых восходят к энеолиту62. Наконец, археологический материал, накопившийся к 60-м гг., позволил выделить археологические культуры, промежуточные между энеолитом и нурагическим периодом — культуры Буннаннаро и Монте Кларо. Изучение этих культур только начинается, но бесспорно то, что они связаны как с энеолитическими культурами острова, так и с ранними нурагами63.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Pais E. La Sardegna prima del dominio romano // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. 1881. P. 352.

2 Bray W. The Ozieri Culture of Sardinia // Rivista di scienze preistoriche (в дальнейшем — RSP). Firenze, 1963. Vol. XVIII. P. 172.

3 Lilliu G. La Sardegna nel secondo millennio a. C. // RSI. Napoli, 1965. Vol. LXXVII. Fasc. 2. P. 358.

4 Puglisi S. Villaggi sotto roccia e sepolcri megalitici della Gallura // Bulletino Paletnologia Italiana (в дальнейшем — BPI). T. V–VI. NS. 1941–42 (XIX–XX). P. 123.

5 Puglisi S. Op. cit. P. 123; Civiltà appenninica e sepolcri di tipo dolmenico a Piano Sultano — S. Severa // Rivista di Antropologia (в дальнейшем — RivA). 1954. T. XLI. P. 31.

6 Tarradell M. Les arrels de Catalunya. Barcelona, 1962. P. 144; Almacro M. El poblado y la necropolis megaliticos de los Millares. Madrid, 1963. P. 252.

7 До недавнего времени исследователи разделяли этот вывод С. Пульизи (см.: Lilliu G. D’un candelabro paleosardo del Museo di Cagliari // Studi Sardi (в дальнейшем — SS). 1948. T. VIII. P. 36).

8 Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. М., 1957. С. 285 сл.

9 Daniel G. The Megalith Builders of Western Europe. N. Y., 1959. P. 26.

10 Audibert J. Préhistoire de la Sardaigne. Resultats de Mission archeologique // Bullettin d’Antropologie préhistorique de Monaco. 1958. T. 5. P. 240.

11 Lilliu G. La Sardegna… P. 336; Guido M. Sardinia. L., 1965. P. 38; Блаватская Т. В. Ахейская Греция. М., 1966. С. 30.

12 Итальянские ученые (Дж. Лиллью) ее обычно называют культурой Сан-Микель, английские (М. Гвидо, У. Брей) — культурой Озиери. Впервые следы этой культуры были открыты Ант. Тарамелли при раскопках грота Сан-Микель около Озиери в Сассари.

13 Lilliu G. Religione della Sardegna prenuragica // BPI. 1957. P. 76.

14 Lilliu G. La Sardegna… P. 372; Bray W. Op. cit. P. 158; Guido M. Sardinia. P. 42.

15 Atzeni E. The Cave of San Bartolomeo. Sardinia // Antiquity. T. XXXVI. 1962. P. 185.

16 Lilliu G. La civiltà dei sardi dal neolitico all’età nuragica. Torino, 1963.

17 Ibid. Конструктивные особенности энеолитических хижин восстановить трудно, так как сохранились лишь их каменные фундаменты.

18 Bray W. Op. cit. P. 167.

19 Ibid.

20 Taramelli Ant. Il templo nuragico ed i monumenti primitivi di Serri // Monumenti Antichi (в дальнейшем — MA). 1914. T. XXIII. coll. 432; Porro G. G. Influssi dell’Oriente preellenico sulla civiltà primitiva della Sardegna // Atene e Roma (в дальнейшем — AR). 1915. T. XVIII. P. 145; Patroni G. L’origine del Nuraghe sardo e le relazioni della Sardegna con l’Oriente // AR. 1916. T. XIX. P. 144; Guiffredia Ruggeri V. Antropologia e archeologia // Archivio per l’antropologia e l’etnologia. Firenze, 1916. Vol. XLVI. Fasc. 1–2. P. 18; Zervos Chr. La civilisation de la Sardaigne du début de l’énéolitique à la fin de la période nouragique. P., 1954. P. 24; Bray W. Op. cit. P. 167; Lilliu G. La civiltà… P. 66.

21 Daniel G. The Megalith Builders… P. 30.

22 Evans J. D. Malta. L., 1959. P. 131.

23 Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. С. 86. Daniel G. The Megalith Builders… P. 121.

24 Lilliu G. Religione… P. 78; Guido M. Sardinia. P. 49.

25 Ibid.

26 Lilliu G. Religione… P. 78; Guido M. Sardinia. P. 45.

27 Bray W. Op. cit. P. 170.

28 Ibid. P. 181.

29 Evans J. D. Malta. P. 131; Idem. The prehistoric Antiquities of the Maltese Islands. L., 1971. P. 222.

30 Bray W. Op. cit. P. 176.

31 Brea B. Malta and Mediterranean // Antiquity. 1960; Trump D. Malta and Mediterranean // Antiquity. 1961; Evans J. D. The prehistoric Antiquities… P. 224.

32 Bray W. Op. cit. P. 180.

33 Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. М., 1974. С. 8.

34 Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. С. 346.

35 Lilliu G. La Sardegna… P. 361, 394; Guido M. Sardinia. P. 67.

36 Lilliu G. La civiltà… P. 74.

37 Guido M. Sardinia. P. 64.

38 Lilliu G. La Sardegna… P. 396.

39 Id. La civiltà… P. 75; Tarradell M. Les arrels… P. 120; Guido M. Sardinia. P. 64.

40 Junghans, Saugmeister, Schröder. Metallanalysen kupferzeitlicher und frühbonzeitlicher Bodenfunde aus Europa. Berlin, 1960. Анализы 556–565, 647.

41 В литературе термин «nuraghe» встречается в мужском и женском роде, но чаще в мужском. На острове он употребляется почти повсюду в мужском роде (Marmora A. Op. cit. T. II. P. 361) и в различных вариантах в зависимости от округа и диалекта: nuraxi, nuragi, nuracci, nuracu (Wagner M. L. Dizionario Etimologico sardo. Heidelberg, 1962 — «nurake»).

42 Такую цифру приводит крупнейший современный сардский археолог Дж. Лиллью (Lilliu G. I Nuraghi. Torri preistoriche di Sardegna. Cagliari, 1962. P. 13). Исследователи приводят неодинаковые данные о количестве нурагов. Ле Ланну, например, увеличивал цифру до 8000 (Le Lannou. Patres et Paysans de la Sardaigne. Tours, 1940. P. 215). Такая разноречивость объясняется различной степенью сохранности нурагов. Заметим, что единственная в советской исторической литературе монография, упоминающая о нурагической культуре Сардинии, определяет количество нурагов в 2000 (см.: Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. М., 1974. С. 96. Автор ее не занимался специальным изучением нурагической культуры острова, она интересовала его в самых общих чертах).

43 Enciclopedia dell’arte antica classica e orientale. Roma. Vol. V. P. 606. Наиболее плодородные равнины южной части острова не имеют теперь нурагических сооружений, однако это вовсе не значит, что их здесь не существовало. Исчезновение нурагов в южных плодородных районах является следствием карфагенского завоевания. Очевидно, развалины нурагов впоследствии использовались как каменоломни, на что обратил внимание А. Мармора, имевший возможность наблюдать в крестьянских постройках деревень Кампидано большое количество древних камней, подобных тем, из которых выложены нураги (Marmora A. Voyage en Sardaigne. T. II. P. 37). О том, что здесь некогда существовали нураги, свидетельствуют данные топонимики. Многие названия мест включают в себя Su Nuraxi: Bruncu su Nuraxi, Cuccuru su Nuraxi, Sa Tanca su Nurache (Le Lannou. Op. cit. P. 13, 21).

44 3/4 их хранится в Национальном археологическом музее Кальяри. Около 30 фигурок имеется в Национальном археологическом музее Сассари; несколько бронзетти хранится в других итальянских и европейских музеях: 2 экземпляра — в Лондоне (Британский музей), 5 — в Париже (1 — в Лувре, 4 — в Кабинете Медалей Национальной библиотеки), 1 — в Копенгагенском музее (Pesce G., Lilliu G. Sculture della Sardegna Nuragica. Venise, 1949. P. 30).

45 Pallotino M. La Sardegna nuragica. Roma, 1950; Zervos Chr. Op. cit.; Lilliu G. La civiltà dei sardi dal neolitico all’età nuragica; Guido M. Sardinia.

46 Сходные с нурагами (но не нураги) сооружения строились на островах Западного Средиземноморья, на юге Франции (Grosjean R. La Corse avant l’histoire. P., 1966; Lilliu G. Rapports entre la culture «torréene» et les aspects culturels pré- et protonouragique de la Sardaigne. Congres préhistorique de France. Session 18. P., 1966. P. 295–320; Evans J. D. The prehistoric antiquities…).

47 Описание ранних нурагов см.: Lilliu G. La Sardegna… P. 408; Zervos Chr. Op. cit. P. 82.

48 Zervos Chr. Op. cit. P. 68; Lilliu G. La civiltà… P. 196. Некоторые из деревень хорошо сохранились, от других остались только слабые следы, так как они часто использовались впоследствии в качестве каменоломен.

49 Zervos Chr. Op. cit. P. 48; Lilliu G. La civiltà… P. 61.

50 Lilliu G. Il nuraghe di Barumini e la stratigrafia nuragica // SS. 1952–1954. T. XII–XIII; Idem. The Nuraghi of Sardinia // Antiquity. 1959. Vol. XXXIII; Idem. Las Nurages // Ampurias. 1962. T. 24.

51 Lilliu G. La civiltà… P. 12.

52 Ibid. P. 14.

53 Dacharry M. Tourisme et transport en Mediterranée Occidentale. Iles Baléares — Corse — Sardaigne. P., 1964. P. 19.

54 Lilliu G. Il nuraghe… P. 164; Idem. I Nuraghi. P. 37.

55 Lilliu G. La Sardegna… P. 361.

56 Guido M. Sardinia. P. 110.

57 Три слитка найдены около нурага в Серра Иликси (Нурагус), один — около нурага Сант Антиоко (Озиери), один — в Асеемини.

58 Lilliu G. La civiltà… P. 15.

59 Ibid.

60 Ibid.

61 Bouchier E. S. Sardinia in ancient times. Oxford, 1917. P. 44.

62 Zervos Chr. Op. cit. P. 38.

63 Lilliu G. La Sardegna… P. 406–408.


© Кафедра истории древнего мира СГУ, 1979

Hosted by uCoz